Программы для pascal abc примеры

Программы для pascal abc примеры

После запуска PascalABC, по умолчанию, запускается текстовый режим. Для работы с графикой служит отдельное графическое окно.

Чтобы его открыть, необходимо подключить модуль GraphABC. В этом модуле содержится набор процедур и функций, предназначенных для работы с графическим экраном, а также некоторые встроенные константы и переменные, которые могут быть использованы в программах с графикой.

С их помощью можно создавать разнообразные графические изображения и сопровождать их текстовыми надписями.

Подключение осуществляется в разделе описаний.

Формат подключения модуля GraphABC:

Графический экран PascalABC (по умолчанию) содержит 640 точек по горизонтали и 400 точек по вертикали. Начало отсчета – левый верхний угол экрана. Ось x направлена вправо, а ось y –вниз. Координаты исчисляются в пикселях.

Все команды библиотеки GraphABC являются подпрограммами и описаны в виде процедур и функций. Для того, что бы команда выполнилась необходимо указать команду и задать значения параметров.

Управление графическим окном

Процедуры рисования графических примитивов

Процедуры, используемые для работы с цветом

Процедуры для работы с текстом

Цвета в PascalABC

Пример графической программы, рисующей изображение дома:

Рисунок в PascalABC

Программа, рисующая фигурку:

Практическая работа за компьютером

Задание 1. Определите координаты и составьте программу, выводящую на экран рисунк дома и дерева.


Программа будет иметь вид:

Задание 2. Используя оператор цикла и введя переменную для пересчета координат по оси x, постройте «поселок», состоящий из 5 домов. Внесите соответствующие дополнения и изменения в предыдущую программу.

Весь наш «поселок» выстроился вдоль горизонтальной оси экрана — оси X. Построение рисунка начинается с левого верхнего угла стены первого дома — точки с координатами (100, 50). Координата Y не изменяется. Чтобы начать рисовать второй домик, нужно координату X увеличить на 150 (50 точек — ширина первого дома и 100 точек — расстояние между домиками).

Выберем в качестве параметра цикла целочисленную переменную X.
Для всех элементов нашего рисунка абсолютное значение координаты X заменим на относительное. Например, для стены дома процедура для рисования запишется следующим образом:

Сформулируем условие выполнения цыклических действий для нашей задачи.Какие координаты имеет левый верхний угол пятого дома? Конечное значение выбранного нами параметра цикла x = 700. Тогда условие выполнения цикла записывается так: x

Пожалуй, нет ни одного современного человека, кто бы не знал язык Паскаль (основы программирования). И это не удивительно! Еще в учебнике по информатике для школьников расписаны самые основные понятия этой уникальной программы.

Сейчас, в век информационных технологий, каждый может провести для себя обучение по самоучителю онлайн (пройдя курсы «Изучение языков программирования с нуля»; «Паскаль для чайников» и другие).

История изучаемого языка не так проста: Паскаль претерпел множество изменений, прежде чем школьники увидели его в том виде, в каком его преподают на уроках. Это был самый первый простой язык (ord pascal) для программирования, помогающий решить множество практических задач прошлого столетия (1970 год). Он был разработан группой ученых.

С расширением платформ были созданы новые версии этой программы, а Паскаль стал классическим языком программирования.

Ниже разберемся: что такое Паскаль, каковы его основные инструменты. Рассмотрим операции и функции программы, ее специфические особенности. На примерах поймем, как она работает. Научимся писать и работать на языке Паскаль.

Что такое язык программирования Паскаль

Это базовая высокоуровневая программа. Она занимает первое место в учебных планах многих школ и вузов Российской Федерации.

Особенности системы PascalABC.NET

Всё познается в сравнении, поэтому преимущества этой программы рассмотрим в соотношении с другим языком BASIC.

Итак, что характерно для языка Паскаль и что не подходит для Бейсика:

  1. Во-первых, наличие компилятора, позволяющего скачивать Паскаль на любые платформы.
  2. Во-вторых, все версии этой программы совместимы между собой.
  3. В-третьих, структурированные типы данных помогают программисту точно составить необходимый алгоритм решения практической задачи, при этом защищая его.
  4. В-четвертых, наглядность и логичность интерфейса программы: все команды просты и понятны.
  5. В-пятых, переход на другой, более высокий по уровню язык программирования, достаточно прост.
Читайте также:  Здесь можно пересидеть облавы

Примеры программ на PascalABC.NET

Сумма вводимых целых чисел

Произведение целых чисел

Сколько нечетных среди n введенных

Защита от неверного ввода

Вывод 10 первых степеней двойки

Найти сумму цифр целого положительного числа m

Разложение числа на простые множители

Паскаль для начинающих – основные понятия

Разберем базовые понятия, помогающие правильно написать программу на данном языке.

Рабочая область

Как выглядит рабочее пространство?

Теперь рассмотрим основу: алфавит и структуру.

Алфавит Паскаль

Что нужно знать? Алфавит — это набор символов, необходимый при составлении программы.

Что к ним относится:

  1. Латинские прописные, строчные буквы (А, В, С….а,b,с).
  2. Арифметические символы (0, 1, 2…).
  3. Специальные знаки (препинания, скобки, кавычки, арифметические знаки и т. д.).
  4. Неделимые символы (:=, ˃=…).
  5. Служебные слова:
  • and – и;
  • array – массив;
  • begin – начало;
  • do – выполнить;
  • else – иначе;
  • for – для;
  • if – если;
  • of – из;
  • or – или;
  • procedure – процедура;
  • program – программа;
  • repeat – повторять;
  • then – то;
  • to – до;
  • until – до (= пока);
  • var – переменная;
  • while – пока.

Структура программы

Итак, что же входит в «иерархию» данной программы?

По своей структуре этот язык делится на 3 раздела:

Действия начинаются с «begin» и заканчиваются «end» с точкой.

Структуру можно представить так:

Кстати, операторы между собой разделяются точкой с запятой.

Операторы write, writeln, read, readln

Выясним, как происходит вывод и ввод информации.

Вывод

Как таковых операторов вывода в этом языке нет, но есть специальные слова, которые помогают запустить необходимые функции. Это write, writeln.

В чем их главное отличие? При вводе или выводе последующей информации после них: в первом случае последующая информация будет выводиться на ту же строку, где и написан оператор. А вот во втором – на следующую.

Для ввода существуют тоже свои слова: read, readln (= readkey).

Они отличаются друг от друга точно так же, как и предыдущие операторы (при выводе).

Целый тип данных

Выделяют 3 основных вида:

С ними также проводят простые действия:

Кроме того, разрешено проводить отношения и сравнения (больше или равно — ˃ =).

Вещественные типы данных

К таким переменным относятся дробные числа (например, число пи). Здесь они называются real.

Что нужно помнить? Чтобы ввести формулу дробного числа, надо вместо запятой использовать точку. Для записи степеней (х * 10 у ) 10 заменяется Е и число имеет запись:

С ними можно выполнять как самые простые арифметические действия, так и более сложные:

  • квадратный корень – sqrt;
  • абсолютная величина – abs;
  • квадратичная функция – sqr;
  • синус – sin;
  • косинус – cos;
  • арктангенс – arctan;
  • натуральный логарифм – ln;
  • экспонента – exp.

Обработка данных

Помимо перечисленных выше функций (в предыдущих 2 пунктах), есть и другие:

  • целая часть числа – int;
  • дробная часть числа – frac;
  • получение целой части числа – trunc;
  • округление до целого – round;
  • преобразование порядкового типа – ord;
  • преобразование кода в символьный тип – chr;
  • определение предыдущего значения величины – pred;
  • определение последующего значения величины – succ.

Математические операции

Математические функции и операции были рассмотрены при разборе целых и вещественных данных.

Остановимся на типах констант и переменных. Какие они бывают?

Простые включают в себя подтипы:

  • целые – integer;
  • логические – boolean;
  • символьные – char;
  • перечисляемые;
  • интервальные;
  • вещественные.

Строковые записываются командой string. Ссылочные представлены соответствующей формой.

Структурированные делят на:

  • массивы – array;
  • записи – record;
  • множества – set;
  • файл – file.

Для каждого типа характерны свои наборы операций.

Условия

Если есть альтернативные команды и функции, то с помощью операторов if, then, else можно записать необходимые команды для решения практической задачи.

Схема представлена на рисунке ниже.

Логические операции

Операции основаны на истине факта или его лжи.

Выделяют 3 вида таких функций:

  1. Odd – если нечетное число, то истина (наоборот – ложь).
  2. Eoln – истина на конце строки (в другом месте – ложь).
  3. Eof – истина в конце файла (в другом месте – ложь).
Читайте также:  Canon mg3600 как сканировать

Функции управления программой

Какие еще существуют процедуры:

  • Inc – увеличение числа;
  • Clrscr – очистка предыдущих результатов работы программы;
  • Uses crt – запуск clscr;
  • Length – возвращение длины строки;
  • Val – преобразование строки в число;
  • Pos – отыскать в строке первое преобразование;
  • Assign – связывание переменной с файлом;
  • Upcase — перевод строчных букв в заглавные.

Заключение

Таким образом, чтобы стать хорошим программистом, для начала нужно изучить основу. Паскаль для этого станет наилучшим выбором.

лабораторные работы и задачи по программированию и информатике, егэ по информатике

Процедуры в Паскале

Подпрограмма — это фрагмент кода, который имеет свое имя и создается в случае необходимости выполнять этот код несколько (много) раз. Подпрограмма описывается единожды перед началом основной программы (до begin ). Компилятор пропускает данный фрагмент кода, пока в основной программе не встретит «вызов» подпрограммы, который выглядит как обращение к ней по имени (возможно, имени с аргументами, указанными в скобках).

Во многих языках программирования подпрограммы существуют только в виде функций. Однако в Паскале подпрограмма — и функция и процедура. Разница между ними станет очевидна в данном уроке.

Итак, рассмотрим синтаксис объявления и описания процедуры в Паскале

procedure pr; var i:integer; begin for i:=1 to 60 do begin <тело подпрограммы>write(‘*’); writeln; end; end; <конец подпрограммы>begin pr; <вызов процедуры>end.

В данном примере работы с процедурой в Паскале очевидно, что компилятор пропустит блок описания процедуры и дойдет до основной программы (9 строка кода). И только после того, как встретится вызов процедуры (10 строка), компилятор перейдет к ее выполнению, вернувшись к строке 1.

Процедуры с параметрами. Фактические и формальные параметры

Рассмотрим пример необходимости использования процедуры.

Особенность: Три похожие фигуры.

  • общее: размеры, угол поворота
  • отличия: координаты, цвет
  • Алгоритм решения:

    • выделить одинаковые или похожие действия (три фигуры);
    • найти в них общее (размеры, форма, угол поворота) и отличия (координаты, цвет);
    • отличия записать в виде неизвестных переменных, они будут параметрами процедуры.

    Решение на паскале:
    Процедура:

    Программа:

    uses GraphABC; procedure Tr( x, y: integer; color:system.Drawing.Color); begin MoveTo(x, y); LineTo(x, y-60); LineTo(x+100, y); LineTo(x, y); FloodFill(x+20, y-20,color); end; begin SetPenColor(clBlack); Tr(100, 100, clBlue); Tr(200, 100, clGreen); Tr(200, 160, clRed); end.

    Рассмотрим синтаксис объявления и описания процедуры с параметрами в Паскале.

    Параметры процедуры (в некоторых языках они называются аргументами) указываются в скобках после ее имени (в объявлении).

    В данном примере в качестве введенного символа будем использовать параметр процедуры. Формальный параметр процедуры указывается в скобках при ее описании. Обязательно необходимо указать тип формального параметра через двоеточие.

    Фактический параметр — это то значение, которое указывается в скобках при вызове процедуры. Фактическим параметром может быть конкретное значение (литерал: число, символ, строка…) либо переменная, которые компилятор подставит вместо формального параметра. Поэтому тип данных у формального и фактического параметра процедуры должен быть одинаковым.

    var s:char; procedure pr(a:char); var i:integer; begin for i:=1 to 60 do begin write(a); writeln; end; end; begin writeln(‘simvol’); readln(s); pr(s); end.

    В данном примере при вызове процедуры компилятор заменит формальный параметр a фактическим параметром s , т.е. тем символом, который будет введен с клавиатуры. Оба параметра имеют тип данных char .

    • число фактических параметров должно быть равно числу формальных параметров;
    • соответствующие фактические и формальные параметры должны совпадать по порядку следования и по типу данных.

    Процедуры с параметрами. Параметр-переменная

    var x,y,m,n:integer; procedure MaxNumber(a,b:integer;var max:integer); begin if a>b then max:=a else max:=b; end; begin write(‘vvedite x,y’); readln(x,y); MaxNumber(x,y,m); <фактические параметры>writeln(‘max=’,m) end.

    В примере формальные параметры a и b служат для помещения в них сравниваемых чисел, а параметр-переменная max — для сохранения в ней максимального из двух чисел. Параметр-переменная или выходной параметр передает свое значение в основную программу (фактическому параметру m ), т.е. возвращает значение, тогда как формальные параметры-значения (входной параметр), наоборот, принимают значения из основной программы (из фактических параметров x и y ). Для параметра-переменной ( max ) используются те ячейки памяти, которые отведены под соответствующий параметр при вызове процедуры (ячейка m ).

    Читайте также:  Как очистить корзину в опере

    Таким образом, сформулируем понятия:

    Если в качестве формального параметра указана обычная переменная с указанием ее типа, то такой параметр есть параметр-значение или входной параметр ( a и b в примере). Тип данных формального параметра-значения должен соответствовать типу данных его фактического параметра ( a и b должны попарно соответствовать типу данных x и y ).

    Если перед именем формального параметра в объявлении процедуры стоит служебное слово var, то такой параметр называется параметром-переменной или выходным параметром ( max в примере). Для него используются те ячейки памяти, которые отведены под соответствующий параметр при вызове процедуры ( m ). Фактический параметр, соответствующий параметру-переменной, может быть только переменной (не константой, не литералом и не выражением).

    var x,y:integer; procedure exchange(a: integer;var b:integer); var c:integer; begin if a>b then begin c:=a; a:=b; b:=c; <второй параметр процедуры — b — всегда будет максимальным>end; end; begin writeln(‘введите два числа’); readln(x,y); exchange (x,y); writeln(‘max=’,y) end.

    Используя данный способ решения задачи, мы обошлись без третьего параметра. Для этого в процедуре мы использовали еще одну локальную переменную c . Процедура меняет значения переменных a и b таким образом, чтобы b всегда была максимальной. Поэтому в 15 строке программы в качестве максимальной выводится второй параметр ( y ), соответствующий формальному параметру b .

    1. Необходимо определить наибольший общий делитель двух введенных чисел, используя цикл.
    2. Необходимо определить наибольший общий делитель двух введенных чисел, используя процедуру (два параметра-значения, один параметр-переменная).


    Словесный алгоритм:

    • Вводятся a и b (например, 18 и 24)
    • В цикле повторяем действия:
    • Если а 18 если b>a -> swap(a,b) 24/18 = 1(6) a=6, b=18 6 18/6 =3(0) a=0, b=6 6 128 и 56 128/56=2(16) a=16,b=56 16 56/16=3(8) a=8,b=16 8 16/8=2(0) a=0, b=8 8

    0 do begin if a

    В задачах на Паскале часто встречается необходимость заполнить массив данными и затем вывести значения на экран. Почему бы не автоматизировать данную задачу заполнения и вывода массива — т.е. оформить при помощи процедур, а в дальнейшем использовать данные процедуры при надобности.

    const n = 10; var i:integer; a, b: array[1..n] of integer; procedure arr_out (k:integer; arr: array[1..n] of integer); var i: byte; begin write (‘вывод массива: ‘); for i := 1 to k do write (arr[i]:4); writeln; end; begin for i:=1 to n do a[i]:=random(10); arr_out (n, a); end.

    Пояснение:
    Тело основной программы:
    — формирование элементов массива (с функцией random ).
    — вызов процедуры с двумя параметрами: количество элементов, массив.
    Тело процедуры:
    — вывод элементов массива с использованием параметров

    Продолжим нашу задачу:

    const n = 10; var a, b: array[1..n] of integer; procedure arr_rand (k:integer; var arr: array[1..n] of integer); var i: byte; begin write (‘Заполнение массива случайными числами ‘); randomize; for i := 1 to k do arr[i]:=random(100); end; begin arr_rand (n, a); end.

    Самостоятельная работа

    Общее задание 2: Описать процедуру Mean(X, Y, AMean, GMean) , вычисляющую:

    • среднее арифметическое AMean = (X+Y)/2
    • и среднее геометрическое GMean = √X*Y двух положительных вещественных чисел X и Y .

    X и Y — входные параметры, AMean и GMean — выходные параметры вещественного типа.
    В основной программе: Для заданных A, B, C, D найти среднее арифметическое и среднее геометрическое для пар (A, B), (A, C), (A, D), используя созданную процедуру.

    1 вариант: для 5 одномерных массивов определять произведение элементов каждого массива, используя процедуру с двумя параметрами — число элементов массива и параметр-переменная для вывода произведения.

    2 вариант: для 5 одномерных массивов определять минимальный элемент каждого массива, используя процедуру с двумя параметрами — число элементов массива и параметр-переменная для вывода минимального элемента.

    * сложное С помощью процедуры формировать случайным образом одномерные массивы из 10 элементов (значения от -20 до +20). Вызывать процедуру до тех пор, пока среди значений не появится ноль.

    Ссылка на основную публикацию
    Приватные читы для war thunder
    Мод для Thunder of War (название изменено) отображает 3d контуры модели техники, делая ее видимой за препятствиями. Контуры коробки (размеры...
    Почему значок оперы горит красным
    Запустил браузер Opera, но обнаружил, что значок горит другим цветом – то ли красным, то ли оранжевым, то ли коричневым...
    Почта фримейл укр вход
    Фрімейл є першою безкоштовною поштою в Україні і до цього дня продовжує залишатися однією з найпопулярніших. Укрнет представляє користувачам скриньку...
    Принтер hp laserjet m1132 mfp как сканировать
    Задание параметров сканирования с компьютера Меню пуск -> устройства и принтеры -> значок принтера -> щёлкаете по нему правой кнопкой...
    Adblock detector