Язык низкого уровня ассемблер

Язык низкого уровня ассемблер

Для начала разберёмся с терминологией.

Машинный код – система команд конкретной вычислительной машины (процессора), которая интерпретируется непосредственно процессором. Команда, как правило, представляет собой целое число, которое записывается в регистр процессора. Процессор читает это число и выполняет операцию, которая соответствует этой команде. Популярно это описано в книге Как стать программистом.

Язык программирования низкого уровня (низкоуровневый язык программирования) – это язык программирования, максимально приближённый к программированию в машинных кодах. В отличие от машинных кодов, в языке низкого уровня каждой команде соответствует не число, а сокращённое название команды (мнемоника). Например, команда ADD – это сокращение от слова ADDITION (сложение). Поэтому использование языка низкого уровня существенно упрощает написание и чтение программ (по сравнению с программированием в машинных кодах). Язык низкого уровня привязан к конкретному процессору. Например, если вы написали программу на языке низкого уровня для процессора PIC, то можете быть уверены, что она не будет работать с процессором AVR.

Язык программирования высокого уровня – это язык программирования, максимально приближённый к человеческому языку (обычно к английскому, но есть языки программирования на национальных языках, например, язык 1С основан на русском языке). Язык высокого уровня практически не привязан ни к конкретному процессору, ни к операционной системе (если не используются специфические директивы).

Язык ассемблера – это низкоуровневый язык программирования, на котором вы пишите свои программы. Для каждого процессора существует свой язык ассемблера.

Ассемблер – это специальная программа, которая преобразует (компилирует) исходные тексты вашей программы, написанной на языке ассемблера, в исполняемый файл (файл с расширением EXE или COM). Если быть точным, то для создания исполняемого файла требуются дополнительные программы, а не только ассемблер. Но об этом позже…

В большинстве случаев говорят «ассемблер», а подразумевают «язык ассемблера». Теперь вы знаете, что это разные вещи и так говорить не совсем правильно. Хотя все программисты вас поймут.

В этой книге мы будем говорить только о программировании для компьютеров с процессорами Intel (или совместимыми). Для того чтобы на практике проверить приведённые в книге примеры, вам потребуются следующие программы (или хотя бы некоторые из них):

  1. Emu8086. Хорошая программа, особенно для новичков. Включает в себя редактор исходного кода и некоторые другие полезные вещи. Работает в Windows, хотя программы пишутся под DOS. К сожалению, программа стоит денег (но оно того стоит))). Подробности см. на сайте http://www.emu8086.com.
  2. TASM – Турбо Ассемблер от фирмы Borland. Можно создавать программы как для DOS так и для Windows. Тоже стоит денег и в данный момент уже не поддерживается (да и фирмы Borland уже не существует). А вообще вещь хорошая.
  3. MASM – Ассемблер от компании Microsoft (расшифровывается как МАКРО ассемблер, а не Microsoft Assembler, как думают многие непосвящённые). Пожалуй, самый популярный ассемблер для процессоров Intel. Поддерживается до сих пор. Условно бесплатная программа. То есть, если вы будете покупать её отдельно, то она будет стоить денег. Но она доступна бесплатно подписчикам MSDN и входит в пакет программ Visual Studio от Microsoft.
  4. WASM – ассемблер от компании Watcom. Как и все другие, обладает преимуществами и недостатками.
  5. Debug — обладает скромными возможностями, но имеет большой плюс — входит в стандартный набор Windows. Поищите ее в папке WINDOWSCOMMAND или WINDOWSSYSTEM32. Если не найдете, тогда в других папках каталога WINDOWS.
  6. Желательно также иметь какой-нибудь шестнадцатеричный редактор. Не помешает и досовский файловый менеджер, например Волков Коммандер (VC) или Нортон Коммандер (NC). С их помощью можно также посмотреть шестнадцатеричные коды файла, но редактировать нельзя. Бесплатных шестнадцатеричных редакторов в Интернете довольно много. Вот один из них: McAfee FileInsight v2.1. Этот же редактор можно использовать для работы с исходными текстами программ. Однако мне больше нравится делать это с помощью следующего редактора:
  7. Текстовый редактор. Необходим для написания исходных текстов ваших программ. Могу порекомендовать бесплатный редактор PSPad, который поддерживает множество языков программирования, в том числе и язык Ассемблера.

Все представленные в этой книге программы (и примеры программ) проверены на работоспособность. И именно эти программы используются для реализации примеров программ, приведённых в данной книге.

И еще – исходный код, написанный, например для Emu8086, будет немного отличаться от кода, написанного, например, для TASM. Эти отличия будут оговорены.

Большая часть программ, приведённых в книге, написана для MASM. Во-первых, потому что этот ассемблер наиболее популярен и до сих пор поддерживается. Во-вторых, потому что он поставляется с MSDN и с пакетом программ Visual Studio от Microsoft. Ну и в третьих, потому что я являюсь счастливым обладателем лицензионной копии MASM.

Если же у вас уже есть какой-либо ассемблер, не вошедший в перечисленный выше список, то вам придётся самостоятельно разобраться с его синтаксисом и почитать руководство пользователя, чтобы научиться правильно с ним работать. Но общие рекомендации, приведённые в данной книге, будут справедливы для любых (ну или почти для любых) ассемблеров.

Мы рассмотрели три уровня архитектуры вычислительных машин. В этой главе речь пойдет о еще одном уровне, который также присутствует в архитектуре практически всех современных машин. Это уровень ассемблера, который существенно отличается от трех предыдущих уровней, поскольку он реализуется путем трансляции, а не интерпретации. На этом уровне рассмотрим описание ассемблера и архитектуры MIPS с использованием примеров для разных архитектур ЭВМ, логику работы компьютера с памятью, а также некоторые особенности режимов адресации.

Язык ассемблера. Начальные сведения

Ассемблер — транслятор исходного текста программы, написанной на языке ассемблера, в программу на машинном языке.

Язык ассемблера (англ, assembly language) — машинно-ориентированный язык низкого уровня с командами, не всегда соответствующими командам машины, который может обеспечить дополнительные возможности вроде макрокоманд; автокод, расширенный конструкциями языков программирования высокого уровня, такими как выражения, макрокоманды, средства обеспечения модульности программ.

Данный тип языков получил свое название от названия транслятора (компилятора) с этих языков — ассемблера (англ, assembler — сборщик). Название обусловлено тем, что программа «автоматически собиралась», а не вводилась вручную покомандно непосредственно в кодах. При этом наблюдается путаница терминов: ассемблером нередко называют не только транслятор, но и соответствующий язык программирования («программа на ассемблере»).

Читайте также:  Внешний аккумулятор для зарядки мобильных устройств

Использование термина «язык ассемблера» также может вызвать ошибочное мнение о существовании некоего единого языка низкого уровня или хотя бы стандартов на такие языки. При именовании языка ассемблера желательно уточнять, ассемблер для какой архитектуры имеется в виду.

Язык ассемблера — система обозначений, используемая для представления в удобочитаемой форме программ, записанных в машинном коде. Язык ассемблера позволяет программисту пользоваться алфавитными мнемоническими кодами операций, по своему усмотрению присваивать символические имена регистрам ЭВМ и памяти, а также задавать удобные для себя схемы адресации (например, индексную или косвенную). Кроме того, он позволяет использовать различные системы счисления (например, десятичную или шестнадцатеричную) для представления числовых констант и дает возможность помечать строки программы метками с символическими именами, с тем чтобы к ним можно было обращаться (по именам, а не по адресам) из других частей программы (например, для передачи управления).

Перевод программы на языке ассемблера в исполнимый машинный код (вычисление выражений, раскрытие макрокоманд, замена мнемоник собственно машинными кодами и символьных адресов на абсолютные или относительные адреса) производится ассемблером — программой-транслятором, которая и дала языку ассемблера его название.

Команды языка ассемблера один к одному соответствуют командам процессора. Фактически они и представляют собой более удобную для человека символьную форму записи — мнемокоды — команд и их аргументов. При этом одной команде языка ассемблера может соответствовать несколько вариантов команд процессора.

Кроме того, язык ассемблера позволяет использовать символические метки вместо адресов ячеек памяти, которые при ассемблировании заменяются на вычисляемые ассемблером или компоновщиком абсолютные или относительные адреса, а также так называемые директивы (команды ассемблера, не переводимые в машинные команды процессора, а выполняемые самим ассемблером).

Директивы ассемблера позволяют, в частности, включать блоки данных, задать ассемблирование фрагмента программы по условию, задать значения меток, использовать макрокоманды с параметрами.

Каждая модель (или семейство) процессоров имеет свой набор — систему — команд и соответствующий ему язык ассемблера. Наиболее популярные синтаксисы языков ассемблера — 1гйе1-синтаксис и АТ&Т-синтаксис.

Язык ассемблера позволяет писать самый быстрый и компактный код, какой вообще возможен для данного процессора.

Если код программы достаточно большой — данные, которыми он оперирует, не помещаются целиком в регистрах процессора,

т.е. частично или полностью находятся в оперативной памяти, то искусный программист, как правило, способен значительно оптимизировать программу по сравнению с транслятором с языка высокого уровня по одному или нескольким параметрам и создать код, близкий к оптимальному по Парето (как правило, быстродействие программы достигается за счет удлинения кода, и наоборот):

  • • скорость работы — за счет оптимизации вычислительного алгоритма и/или более рационального обращения к оперативной памяти (ОП) (например, если все исходные данные хранятся в регистрах процессора, то можно исключить излишние обращения к ОП), перераспределения данных, табличного вычисления функций;
  • • объем кода (в том числе за счет эффективного использования промежуточных результатов). Сокращение объема кода также нередко повышает скорость выполнения программы.

Обеспечение максимального использования специфических возможностей конкретной платформы, что также позволяет создавать более эффективные программы, в том числе менее ресурсоемкие.

При программировании на языке ассемблера возможен непосредственный доступ к аппаратуре, в частности портам ввода/вывода, регистрам процессора и др. Во многих операционных системах прямое обращение из прикладных программ для записи в регистры периферийного оборудования блокировано для надежности работы системы и исключения «зависаний».

Язык ассемблера часто применяется для создания драйверов оборудования и ядра операционной системы (или машинно-зависимых подсистем ядра ОС), тогда, когда важно временное согласование работы периферийных устройств с центральным процессором. Язык ассемблера используется для создания «прошивок» ВЮЭ. С помощью языка ассемблера часто создаются машинно-зависимые подпрограммы компиляторов и интерпретаторы языков высокого уровня, а также реализуется совместимость платформ.

С помощью программы дизассемблера можно понять алгоритмы работы исследуемой программы при отсутствии листинга на высокоуровневом языке, изучая только машинные коды, но в сложных нетривиальных программах это очень и очень трудоемко. Недостатки:

В силу машинной ориентации («низкого» уровня) языка ассемблера человеку сложнее читать и понимать программу на нем по сравнению с языками программирования высокого уровня; программа состоит из слишком «мелких» элементов — машинных команд; соответственно, усложняются программирование и отладка, растут трудоемкость и вероятность внесения ошибок.

Требуется повышенная квалификация программиста для получения качественного кода: код, написанный средним программистом на языке ассемблера, обычно оказывается не лучше или даже хуже кода, порождаемого оптимизирующим компилятором для сравнимых программ, написанных на языке высокого уровня [5].

Программа на языке высокого уровня может быть перекомпилирована с автоматической оптимизацией под особенности новой целевой платформы, программа же на языке ассемблера на новой платформе может потерять свое преимущество в скорости без ручного переписывания кода.

Как правило, меньшее количество доступных библиотек по сравнению с современными индустриальными языками программирования.

Отсутствует переносимость программ на компьютеры с другой архитектурой и системой команд.

Применение языка ассемблера

Исторически если первым поколением языков программирования считать машинные коды, то язык ассемблера можно рассматривать как второе поколение языков программирования. Недостатки языка ассемблера, сложность разработки на нем больших программных комплексов привели к появлению языков третьего поколения — языков программирования высокого уровня (таких как Фортран, Лисп, Кобол, Паскаль, Си и др.). Именно языки программирования высокого уровня и их наследники в основном используются в настоящее время в индустрии информационных технологий. Однако языки ассемблера сохраняют свою нишу, обусловленную их уникальными преимуществами в части эффективности и возможности полного использования специфических средств конкретной платформы.

На языке ассемблера пишут программы или их фрагменты в тех случаях, когда критически важны:

  • • быстродействие (драйверы, игры);
  • • объем используемой памяти (загрузочные секторы, встраиваемое (англ, embedded) программное обеспечение, программы для микроконтроллеров и процессоров с ограниченными ресурсами, вирусы, программные защиты).

С использованием программирования на языке ассемблера производятся:

  • • оптимизация критичных к скорости участков программ в программах на языках высокого уровня, таких как C++ или Pascal. Это особенно актуально для игровых приставок, имеющих фиксированную производительность, и для мультимедийных кодеков, которые стремятся делать менее ресурсоемкими и более быстрыми;
  • • создание операционных систем (ОС) или их компонентов. В настоящее время подавляющее большинство ОС пишут на более высокоуровневых языках (в основном на Си — языке высокого уровня, который специально был создан для написания одной из первых версий UNIX). Аппаратно зависимые участки кода, такие как загрузчик ОС, уровень абстрагирования от аппаратного обеспечения (hardware abstraction layer) и ядро, часто пишутся на языке ассемблера. Фактически ассемблерного кода в ядрах Windows или Linux совсем немного, поскольку авторы стремятся обеспечить переносимость и надежность, но, тем не менее, он там присутствует. Некоторые любительские ОС, такие как MenuetOS и KolibriOS, целиком написаны на языке ассемблера. При этом MenuetOS и KolibriOS помещаются на дискету и содержат графический многооконный интерфейс;
  • • программирование микроконтроллеров (МК) и других встраиваемых процессоров. По мнению профессора Таненбаума, развитие МК повторяет историческое развитие компьютеров новейшего времени [9]. Сейчас для программирования МК весьма часто применяют язык ассемблера (хотя и в этой области широкое распространение получают языки вроде Си). В МК приходится перемещать отдельные байты и биты между различными ячейками памяти. Программирование МК весьма важно, так как, по мнению Таненбаума, в автомобиле и квартире современного цивилизованного человека в среднем содержится 50 микроконтроллеров [1];
  • • создание драйверов. Драйверы (или их некоторые программные модули) программируют на языке ассемблера. Хотя в настоящее время драйверы также стремятся писать на языках высокого уровня (на высокоуровневом языке много проще написать надежный драйвер) в связи с повышенными требованиями к надежности и достаточной производительностью современных процессоров (быстродействие обеспечивает временное согласование процессов в устройстве и процессоре) и достаточным совершенством компиляторов с языков высокого уровня (отсутствие ненужных пересылок данных в сгенерированном коде), подавляющая часть современных драйверов пишется на языке ассемблера. Надежность для драйверов играет особую роль, поскольку в Windows NT и UNIX (в том числе в Linux) драйверы работают в режиме ядра системы. Одна тонкая ошибка в драйвере может привести к краху всей системы;
  • • создание антивирусов и других защитных программ;
  • • написание трансляторов языков программирования.
Читайте также:  Установка драйвера на принтер canon mf3010

Связывание программ на разных языках

Поскольку уже давно на языке ассемблера часто кодируют только фрагменты программ, их необходимо связывать с остальными частями программной системы, написанными на других языках программирования. Это достигается двумя основными способами.

  • 1. На этапе компиляции — вставка в исходный код программы на языке высокого уровня ассемблерных фрагментов (англ, inline assembler) с помощью специальных директив языка. Способ удобен для несложных преобразований данных, но полноценного ассемблерного кода с данными и подпрограммами, включая подпрограммы со множеством входов и выходов, не поддерживаемые языком высокого уровня, с его помощью сделать невозможно.
  • 2. На этапе компоновки при раздельной компиляции. Для взаимодействия компонуемых модулей достаточно, чтобы импортируемые функции (определенные в одних модулях и используемые в других) поддерживали определенное соглашение о вызове (англ, calling conventions). Написаны же отдельные модули могут быть на любых языках, в том числе и на языке ассемблера.

Краткая справка

Язык ассемблера – машинно-ориентированный код низкого уровня, первое упоминание о котором датировано 40-ми годами 20-го века в контексте взаимодействии с компьютером EDSAC. Несмотря на то, что он не всегда использует внутренние инструкции самих машин (всё-таки речь идёт об универсализации), это практически не вызывает потери в быстродействии, наоборот лишь предоставляя пользователю возможности для использования макрокоманд.

В этом и есть главная прелесть: обладая достаточно ограниченным набором команд и действий, язык ассемблера является универсальным средством, если вы хотите создать максимально быстро исполняемый код, а также пошагово отследить процессы, выполняемые машиной.

Исходя из этого выделим очевидные достоинства:

Быстродействие. Быстрее только использовать непосредственные инструкции процессора;

Безопасность. Низкоуровневость в данном случае практически исключает наличие белых пятен в коде;

Эффективность использования возможностей конкретной платформы. Ориентированность на используемую машину позволяет иметь серьезное преимущество по сравнению с высокоуровневыми языками;

Понимание исполняемого кода программистом. На таком уровне программирования код и действие имеют очевидно причинно-следственную связь.

Однако, глупо отрицать, что у столь старого языка есть явные недостатки:

Трудно выучить. Специализация на платформу, несколько диалектов — все это не способствует быстрому изучению и пониманию;

Тяжело читать. Большой листинг, простые однотипные операции;

Написание программ. Некоторые примитивные операции, описываемые в языках высокого уровня одной строкой, здесь могут вызывать настоящую головную боль у программиста;

Большинство используемых машин просто не нуждается в таком примитивном языке, как ассемблер;

Высокий порог входа. Представить исполняемый код в языке ассемблера сможет почти любой программист средней руки. Сделать это эффективнее компилятора — лишь малая часть;

Сильно ограниченное количество библиотек, сообществ, вспомогательных ресурсов по современным меркам.

Кому изучать?

Очевидно, что язык ассемблера был хорош и востребован во времена не слишком мощных компьютеров, но почему новый виток роста объявился сейчас? Всё просто: на мир огромной волной надвигается IoT. Использование многочисленных компьютеров, подчинённых одной цели, оправдывает себя только при общей максимально низкой себестоимости и высоком быстродействии, что вынуждает разработчиков обратится к старому-доброму языку ассемблера.

Таким образом, если вашей специализацией является разработка мобильных приложений, то данная тенденция вас не касается. Однако если ваш инструмент C, а на рабочем столе всегда лежит микроконтроллер, то язык ассемблера — то, что доктор прописал. В противном случае, путь в профессии будет коротким.

Книги

Zen of Assembly Language, Майкл Абраш – именно с этой книги стоит начать изучение, если уж без языка ассемблера вам не обойтись. Основная цель, которую пытается Абраш донести до читателя — это необходимость мыслить легко и широко (“иначе”) в решении сложных задач с помощью такого низкоуровневого инструмента;

Programming from the Ground Up, Джонатан Бартлетт –вторая книга по очереди для прочтения имеет более сухой язык изложения, зато изобилует полезными советами и техническими данными;

Introduction to 64 Bit Assembly Language, Programming for Linux and OS X, Рэй Сейфарт — в этой книге язык ассемблера рассматривается, как базис для всех систем и устройств. Новичку такая книга может показаться тяжелой для понимания, поэтому рекомендуется иметь за плечами хоть какие-то познания в программировании;

Читайте также:  Sony xperia c1505 hard reset

Assembly Language for x86 Processors, Уип Ирвинг — уже из названия вы можете понять, что это в большей степени справочная книга, рекомендуемая в учебных заведениях в качестве дополнительной литературы. Однако распространенность данных процессоров и практически неизбежность работы с ними, переносит эту книгу в раздел must-read.

Art of Assembly Language, Рэндэлл Хайд — еще одна прекрасная книга для новичков. Говорят, это одна из наиболее часто рекомендуемых книг в интернете в данной области;

PC Assembly Language, Пол Картер – обучающая языку ассемблера книга с огромным количеством примеров и конкретным их применением из реальной жизни;

Ассемблер и дизассемблирование, Пирогов Владислав – должна быть среди всего этого обучающего великолепия и книга на русском языке. Примеры кода, описание инструментов и ответы на актуальные вопросы новичков — всё прилагается;

Ассемблер? Это просто! Учимся программировать, Калашников Олег — книга второй ступени познания языка ассемблера. То лучше наложить информацию, описанную в ней, на ваши хотя бы минимальные уже полученные знания;

Ассемблер на примерах, Марек Рудольф — а вот эта книга, хоть и не российского производства (однако в оригинале вы её тоже вряд ли прочтёте), идеально подойдёт в качестве базиса. Всё доступно и понятно.

Как вы уже знаете, согласно последним мировым тенденциям, язык ассемблера снова входит в 10-ку самых популярных языков программирования. Как так получилось, что в мире, где большинство начинающих разработчиков с трудом представляет механизмы взаимодействия кода и машины, это первобытное создание вновь на виду? И главное: надо ли учить язык ассемблера? И как? Попробуем разобраться.

Краткая справка

Язык ассемблера – машинно-ориентированный код низкого уровня, первое упоминание о котором датировано 40-ми годами 20-го века в контексте взаимодействии с компьютером EDSAC. Несмотря на то, что он не всегда использует внутренние инструкции самих машин (всё-таки речь идёт об универсализации), это практически не вызывает потери в быстродействии, наоборот лишь предоставляя пользователю возможности для использования макрокоманд.

В этом и есть главная прелесть: обладая достаточно ограниченным набором команд и действий, язык ассемблера является универсальным средством, если вы хотите создать максимально быстро исполняемый код, а также пошагово отследить процессы, выполняемые машиной.

Исходя из этого выделим очевидные достоинства:

Быстродействие. Быстрее только использовать непосредственные инструкции процессора;

Безопасность. Низкоуровневость в данном случае практически исключает наличие белых пятен в коде;

Эффективность использования возможностей конкретной платформы. Ориентированность на используемую машину позволяет иметь серьезное преимущество по сравнению с высокоуровневыми языками;

Понимание исполняемого кода программистом. На таком уровне программирования код и действие имеют очевидно причинно-следственную связь.

Однако, глупо отрицать, что у столь старого языка есть явные недостатки:

Трудно выучить. Специализация на платформу, несколько диалектов — все это не способствует быстрому изучению и пониманию;

Тяжело читать. Большой листинг, простые однотипные операции;

Написание программ. Некоторые примитивные операции, описываемые в языках высокого уровня одной строкой, здесь могут вызывать настоящую головную боль у программиста;

Большинство используемых машин просто не нуждается в таком примитивном языке, как ассемблер;

Высокий порог входа. Представить исполняемый код в языке ассемблера сможет почти любой программист средней руки. Сделать это эффективнее компилятора — лишь малая часть;

Сильно ограниченное количество библиотек, сообществ, вспомогательных ресурсов по современным меркам.

Кому изучать?

Очевидно, что язык ассемблера был хорош и востребован во времена не слишком мощных компьютеров, но почему новый виток роста объявился сейчас? Всё просто: на мир огромной волной надвигается IoT. Использование многочисленных компьютеров, подчинённых одной цели, оправдывает себя только при общей максимально низкой себестоимости и высоком быстродействии, что вынуждает разработчиков обратится к старому-доброму языку ассемблера.

Таким образом, если вашей специализацией является разработка мобильных приложений, то данная тенденция вас не касается. Однако если ваш инструмент C, а на рабочем столе всегда лежит микроконтроллер, то язык ассемблера — то, что доктор прописал. В противном случае, путь в профессии будет коротким.

Книги

Zen of Assembly Language, Майкл Абраш – именно с этой книги стоит начать изучение, если уж без языка ассемблера вам не обойтись. Основная цель, которую пытается Абраш донести до читателя — это необходимость мыслить легко и широко (“иначе”) в решении сложных задач с помощью такого низкоуровневого инструмента;

Programming from the Ground Up, Джонатан Бартлетт –вторая книга по очереди для прочтения имеет более сухой язык изложения, зато изобилует полезными советами и техническими данными;

Introduction to 64 Bit Assembly Language, Programming for Linux and OS X, Рэй Сейфарт — в этой книге язык ассемблера рассматривается, как базис для всех систем и устройств. Новичку такая книга может показаться тяжелой для понимания, поэтому рекомендуется иметь за плечами хоть какие-то познания в программировании;

Assembly Language for x86 Processors, Уип Ирвинг — уже из названия вы можете понять, что это в большей степени справочная книга, рекомендуемая в учебных заведениях в качестве дополнительной литературы. Однако распространенность данных процессоров и практически неизбежность работы с ними, переносит эту книгу в раздел must-read.

Art of Assembly Language, Рэндэлл Хайд — еще одна прекрасная книга для новичков. Говорят, это одна из наиболее часто рекомендуемых книг в интернете в данной области;

PC Assembly Language, Пол Картер – обучающая языку ассемблера книга с огромным количеством примеров и конкретным их применением из реальной жизни;

Ассемблер и дизассемблирование, Пирогов Владислав – должна быть среди всего этого обучающего великолепия и книга на русском языке. Примеры кода, описание инструментов и ответы на актуальные вопросы новичков — всё прилагается;

Ассемблер? Это просто! Учимся программировать, Калашников Олег — книга второй ступени познания языка ассемблера. То лучше наложить информацию, описанную в ней, на ваши хотя бы минимальные уже полученные знания;

Ассемблер на примерах, Марек Рудольф — а вот эта книга, хоть и не российского производства (однако в оригинале вы её тоже вряд ли прочтёте), идеально подойдёт в качестве базиса. Всё доступно и понятно.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector