Что видит рентген в аэропорту

Что видит рентген в аэропорту

В целях безопасности полетов в каждом аэропорту установлены сканеры. Принципиально они делятся на два типа – металлодетекторные (так называемые рамки) и сканеры, создающие полное изображение тела человека на экране. Вторые считаются более действенными для поиска запрещенных к проносу на борт самолета предметов.

В отличие от рамки металлодетектора, проходя через которую человек не оставляет никаких "следов", проход через сканер создает картинку, очень похожую на обнаженное тело. Службы безопасности аэропортов утверждают, что анонимность авипассажиров полностью соблюдена – оператор сканера не видит лица, сканированные изображения не сохраняются.

Технологии

Сканеры тела человека основаны на двух разных принципах. Первый из них аналогичен рентген-аппарату, но лучи не проходят насквозь, а отражаются. Разные по плотности материалы отображаются разным цветом. Менее плотные – кожа, мышцы – светлые, а более плотный металл – темный. Для получения подробной информации на таком сканере необходимо делать два снимка: спереди и сзади. Полное название этого сканера – рентгеновский сканер на основе обратного рассеивания (Backscatter X-ray).

Второй полноразмерный сканер использует в своей работе волны миллиметрового диапазона, излучаемые двумя вращающимися вокруг человека антеннами. Одежда и прочие похожие материалы прозрачны для излучения сканера, и изображение получается очень четкое и подробное, гораздо более реалистичное, чем от рентгеновского сканера.

Как отличить

Отличить между собой сканеры очень просто. Магнитная рамка — детектор металла выглядит как буква "П", через которую надо проходить, а в сканерах тела приходится останавливаться. Рентгеновский сканер похож на две будки, между которыми встает пассажир, а сканер микроволновый — это маленькая прозрачная кабинка, где однократно проезжают вокруг антенны.

Безопасность и здоровье

Производители утверждают, что сканеры обоих типов полностью безопасны. Микроволновый сканер можно сравнить с излучением от мобильного телефона, а рентгеновский дает такое же облучение, как 2 минуты полета на самолете. Несмотря на подобные заверения, рентгеновский сканер используется в аэропортах намного реже, а детей и беременных не проводят через него. При этом больших исследований по проверке безопасности для здоровья микроволновых и рентгеновских сканеров не проводилось. Последние публикации от ученых разных стран выражают обеспокоенность возможным влиянием сканеров на образование опухолей и мутаций в днк. Но никаких документальных подтверждений нет.

Второй большой проблемой сканеров является нежелание пассажиров демонстрировать себя в неприглядном виде даже анонимному оператору. У программ, обслуживающих сканеры, существует техническая возможность сохранения полученных изображений, но все страны, внедрявшие подобные технологии, обещали не использовать эту функцию. К сожалению, выяснилось, что картинки из аэропортов сохраняются на компьютерах операторов, и уже появились утечки подобных изображений.

Альтернатива

Если вы не хотите проходить досмотр на сканере с подробным изображением, вы можете отказаться от прохода через него (opt out). Поскольку допуск к полету невозможен без соблюдения определенных процедур проверки безопасности, то в большинстве аэропортов вместо сканирования будет предложен ручной досмотр. Досмотр осуществляется сотрудником службы безопасности одного с пассажиром пола и не требует уединения в кабинке или раздевания. Технология досмотра отличается от страны к стране.

В США до недавнего времени регламент предусматривал проведение ручного досмотра тыльной стороной ладони, но последние инструкции изменили правила — теперь ощупывание проводится пальцами. При отказе от досмотра в аэропортах США возможны непредсказуемые проблемы вплоть до вызова полиции.

В аэропорту Домодедово ручной досмотр ничем не отличается от дополнительного осмотра после сработавшего металлодетектора и отказ от прохода через сканер не вызывает никаких проблем и дополнительных вопросов.

В случае, если ручной досмотр по тем или иным причинам неприемлем, вариант остается один — отказаться от полета через конкретный аэропорт, где установлен сканер.

Список аэропортов

В России сканер нового типа стоит в аэропорту Домодедово уже около 3 лет. Это микроволновый сканер L3 Provision. В Шереметьево установлены аналогичные, но они не всегда используются и пассажиров проводят через более привычную рамку.

Больше всего сканеров установлено в США. Сейчас в американских аэропортах находится почти 500 сканеров, и еще 500 появятся в течение 2011 года. В аэропортах Нью-Йорка (JFK), Чикаго (ORD) стоят сканеры с использованием рентген-излучения, в Майями, Лас-Вегаса и Лос-Анджелеса — микроволновые.

В Европе сканеры установлены в Амстердаме, Лондоне (LHR), Гамбурге, Манчестере.

С почти полным списком с указанием типа сканера и его местонахождения можно ознакомиться на сайте FlyerTalks — Complete List of Airports with Whole Body Imaging/Advanced Imaging Technology Scanner.

Борис Ломакин, Ксения Чернухина

В Научно-исследовательском институте дальней радиосвязи разрабатывают комплекс, который придет на замену привычному досмотру в аэропортах. Он исключит физические контакты, так как сможет дистанционно и незаметно проверять людей на наличие запрещенных веществ или предметов. Кроме того, он будет работать без использования рентгеновского излучения.

На аэропортах и железнодорожных вокзалах стоят похожие системы, но они используют слабые рентгеновские лучи.

Гендиректор института Кирилл Макаров рассказал РИА «Новости», что до конца года специалисты закончат собирать лабораторную установку, продемонстрируют ее и начнут предлагать заказчикам.

Источник фото: Pexels/Riccardo Bresciani

Если не рентген, то что?

Кандидат технических наук Андрей Сазонов по просьбе «360» объяснил, что в досмотровом комплексе будут использовать терагерцевое излучение. Оно работает по принципу рентгеновского, но только без вреда для организма человека.

Читайте также:  Как уменьшить расстояние между словами в word

Все волны, в зависимости от частоты, становятся светом, рентгеном и так далее. Терагерцевое излучение — это свет, который позволяет видеть под одеждой скрытые предметы. Это направление активно развивается, но пока до промышленного применения в России не дошло, потому что сложная техника

Преимущество систем с терагерцевым излучением также в том, что оно может охватывать компанию движущихся людей в реальном времени, например, в метро. Одна из основных проблем кроется в технических сложностях, из-за которых лучи на выходе не дают красивую картинку.

По мнению Сазонова, есть необходимость заменить старые системы досмотра, потому что под одеждой люди могут носить разные опасные для окружающих предметы или вещества. Проверить классическим способом всех пассажиров невозможно, максимум 2-3% людей.

Источник фото: РИА «Новости»/Максим Блинов

Предугадать беду

Полковник внутренней службы ФСИН в отставке Василий Макиенко в беседе с «360» отметил, что неплохо себя зарекомендовали современные системы досмотра, исключающие физический контакт проверяющего и проверяемого — например, рамки. Не нужно останавливать человека и осматривать «естественные полости организма», так как это вызывало негативную реакцию не только у пассажиров в аэропортах.

Макиенко отметил важность безвредного влияния терагерцевого излучения на здоровье людей. Ведь пока специалисты не утверждают, что оно абсолютно безопасно, но точно известно, что наносит вреда меньше, чем рентгеновское излучение.

Кроме того, необходимо продумать способы защиты информации, полученной операторами с досмотровых комплексов, так как эти данные являются в какой-то степени личными. Например, в спрятанном телефоне или на сим-карте может быть информация, интересная мошенникам.

Это штука положительная — повысит пропускную способность тех же аэропортов, позволит усилить превенцию всех террористических и прочих преступлений, опасных для людей

Терагерцевые досмотровые комплексы снимут много проблем, уверен Макиенко. А так как они скрытые, то помогут бороться с терроризмом, наркотрафиком и контрабандой.

«Жизнь – борьба!» — эта истина известна человечеству, как минимум, со времен Эврипида. Как это соотносится с банальной процедурой посадки в самолет? Напрямую! Если пассажир летит впервые, не имеет опыта общения с представителями аэропорта и перевозчика, то такой привычный многим процесс, как досмотр багажа, может превратиться в настоящую проблему.

Проверка может затянуться настолько, что пассажир не попадет в свой самолет, или содержащиеся в багаже предметы окажутся недопустимыми для авиаперелета.

Тому как спокойно осуществить посадку, не лишиться вещей, и не превратить перелет в жуткую баталию, будет посвящена эта статья.

Кто имеет право на досмотр личных вещей в аэропорту?

Летящие впервые, как правило, сильно нервничают. Им кажется, что все вокруг только и заняты тем, что придумывают и создают проблемы. Найти свою стойку, отстоять очередь, зарегистрироваться, найти выход – дел огромное количество, а на руках еще сумка, чемодан и надо куда-то их деть.

Мы уже подробно рассказывали обо всех необходимых действиях в аэропорту, и рассчитывали время, за которое необходимо прибыть на место. Поэтому сосредоточимся именно на багаже.

Запоминайте, чтобы багаж попал на нужный рейс придется преодолеть от двух до пяти «линий обороны»:

  1. Проверка на входе в аэропорт.
  2. Штатная проверка багажа при его сдаче.
  3. Таможня и погранслужба.
  4. Предполетная проверка.
  5. Проверка на борту самолета членами экипажа.

Не стоит сразу впадать в панику – точек контроля может быть и меньше. Проверка на входе осуществляется не везде и не всегда (хотя, чем дальше, тем больше аэропортов ее проводят), таможня занимается вашими вещами только при международных рейсах, а дополнительные проверки на борту могут проводиться только в случаях серьезных подозрений, что вы везете нечто запрещенное.

Соответственно, право на досмотр багажа и ручной клади имеют:

  • Сотрудники аэропорта, уполномоченные проводить проверку на входе в аэропорт.
  • Инспектор по досмотру, штатно проверяющий багаж при приеме.
  • Таможенники в рамках зон своих ответственностей.
  • Инспектора, осуществляющие проверку перед посадкой.
  • Члены экипажа по приказу командира корабля, с момента, когда воздушное судно закрыло двери перед вылетом.

Уровень проверки и права каждого из этих лиц рассмотрим далее.

Как досматривают на международных и внутренних рейсах?

Уже упоминалось, что международные рейсы отличаются наличием проверок таможенными и пограничными службами. Далее мы будем рассматривать именно вылеты за границу, но пассажиры внутренних перелетов могут пользоваться той же инструкцией, исключив из нее таможню и пограничников.

Проблема в том, что в разных аэропортах и даже отдельных терминалах одной воздушной гавани, размещение этих сотрудников может быть разной.

Как проходит досмотр ручной клади и багажа? Порядок проведения

Итак, штурмуем. Пройдемся по всему маршруту пассажира с багажом и ручной кладью, начиная от самого входа в здание аэропорта. В принципе, большинство проверок схожи технологически, но проводятся в разных местах и с разными целями.

Нередко возникает вопрос, зачем проверка непосредственно перед вылетом, если все уже проверялось на предыдущих этапах. С точки зрения работников соответствующих служб, ситуация могла измениться. За время пребывания пассажира в аэропорту он мог приобрести новые вещи, чей пронос на самолет запрещен.

Проверка через рентген на входе в аэропорт

Это мера безопасности для аэропорта. Как правило, багаж и ручная кладь ставится на ленту транспортера и проходит через рентген-сканер. Пассажир проходит через рамку металлоискателя.

Читайте также:  Телефон micromax bolt q346

На момент пересечения рамки необходимо выложить из карманов в специальный контейнер все металлические предметы: ключи, монеты, кошельки; снять ремни, украшения, электронные гаджеты: смарт-часы, фитнес-браслеты, смартфоны и таблеты и пр.

В целом правила разрешенных и запрещенных вещей совпадают с нормами багажа и ручной клади для авиаперелета, однако, если аэропорт предполагает дополнительную проверку непосредственно перед посадкой, первичная проверка может быть не так строга. Можно пронести с собой предметы, взять которые на борт не удастся. Конечно, речь о несерьезных вещах, например, питьевой воде в объеме более положенного, аргументируя это тем, что она будет выпита до полета.

Рамка «просветит» пассажира, сканеры – сканируют его вещи.

Как работает сканер и просвечивает вещи?

«Технологии ради безопасности», — так очень часто презентуют аэропорты свои системы проверки людей и багажа. Во многом это не просто рекламный слоган, но и действительное ноу-хау. Проверять и вещи, и людей с помощью специальной техники начали уже очень давно, однако современные системы сделали огромный шаг вперед, как в плане эффективности, так и скорости проверки.

Условно все сканеры можно разделить на два типа:

  • Работающие по принципу металлоискателя. Это наиболее распространенные пока типы устройств, внешне представляющие из себя П-образные рамки для прохождения людей или стандартные аппараты с транспортерной лентой для багажа.
  • Микроволновые. Это наиболее современные, и все более набирающие популярность системы. Позволяют не только увидеть содержимое сумки, но и проверить пассажира на наличие запрещенных вещей в карманах и даже внутри тела. Устройства для багажа выглядят примерно так же, а вот проверка пассажира осуществляется с помощью двух рамок или специальной кабины.

Для простоты понимания, вот так выглядит картинка багажа, снятая старым сканером:

А это уже информация со сканера нового типа:

С людьми картина еще более наглядная. Человеческая плоть, включая и мышечную и костную массу, отображается примерно одним цветом, а все посторонние предметы, в т.ч. и находящиеся внутри организма, сразу выделяются другой цветовой гаммой, т.к. имеют большую плотность. При этом одежда не видна вовсе, а содержимое карманов очевидно. Такие сканеры еще называют «раздевающие».

В связи с этим часто поднимаются вопросы этичности данной процедуры и ее безопасности для человека. Этическую стороны аэропорты полностью отрицают, уверяя, что оператор не видит лица, а изображение не сохраняется более нескольких минут. Вопрос во многом дискуссионный, но точно можно сказать, что без проверки пассажир не будет допущен к полету, как бы он не относился к процедуре с моральной точки зрения.

Все подозрительное необходимо предъявить к дополнительному личному осмотру.

Основания для личного досмотра пассажиров и багажа в аэропортах

Любое подозрение, возникшее у сотрудников, осуществляющих проверку, является основанием для более детального осмотра. Личный осмотр может быть осуществлен с помощью ручного сканера, фактического досмотра вещей и обыска пассажира.

Багаж, вызвавший подозрение будет снят с ленты транспортера, вскрыт и полностью проверен сотрудником аэропорта (инспектором, таможенником и т.д.). Нечасто применяется, но все же допустимо использовать для дополнительной проверки служебных собак.

Здесь, и на следующих этапах, вещи должны предъявляться к детальному осмотру по первому требованию ответственного лица. В противном случае пассажира могут не допустить к полету. Так же на каждом из шагов к проверке могут быть привлечены служебные собаки.

Сдача багажа и регистрация

Сдается только багаж, т.е. те вещи, которые пассажир не планирует брать в салон. При этом правила ручной клади достаточно строги, и далеко не все знакомы с ними. Поэтому на данном этапе можно предварительно проверить те вещи, которые хочется иметь под рукой в самолете. Сотрудник сделает весогабаритные замеры и сообщит об их соответствии или несоответствии.

В зависимости от типа аэропорта, сдача багажа может осуществляться на общей стойке (регистрация + багаж) или это будут расположенные рядом, но разные стойки.

Мы подробнее остановимся на следующем шаге на вопросах таможенного контроля, но надо понимать, что сданный багаж так же будет проверен этой службой, и часто это происходит без участия пассажира. Однако если требовалась дополнительная проверка, багаж будет помечен соответствующей биркой о вскрытии и полном досмотре.

Отдельного внимания заслуживают случаи онлайн-регистрации на рейс. Часто можно одновременно распечатать багажные этикетки и самостоятельно разместить их на чемоданах. Но здесь снова начинаются разночтения:

  1. Современные аэропорты оборудованы специальными системами Drop-off или Baggage drop. Это автоматические устройства (реже с персоналом) как раз и предназначенные для сдачи вещей теми, кто зарегистрировался онлайн. Очередь здесь меньше, но габариты багажа должны быть учтены по всем правилам – их превышение приведет к отказу приема, и придется заниматься всем в ручном режиме.
  2. Если указанных систем в аэропорту нет, то, несмотря на предварительную регистрацию, придется вставать в очередь к стандартной стойке. В результате, затраты времени будут теми же.

Результатом сдачи багажа станет наклейка бирки на чемоданы, и получением пассажиром «корешка» данной бирки.

Таможня и погранслужба

Стойки этих служб как правило располагаются рядом или проверки проводятся одновременно (общий пункт на две службы). Если очень упростить процедуру, то можно сказать, что таможня занимается вещами, а пограничники людьми. Нередко при таможенном досмотре присутствуют и представители безопасности авиакомпании.

Читайте также:  Новые версии программ 2018

Выше описаны методы, способы и используемое оборудование при досмотре на входе в аэропорт. На данном этапе процедура досмотра аналогичная, но проверка более строгая. Уже нельзя пронести жидкости сверх меры, а все, что не разрешается иметь в ручной клади должно быть ранее сдано в багаж.

При проверке в штатном режиме могут заставить разуться и пройти рамку в бахилах, пока обувь проходит отдельный осмотр.

Кроме собственно осмотра, таможня проводит и все необходимые действия в рамках своих полномочий, как-то декларирование, проверка допустимого количества денежных средств и т.п.

На этой стойке проверяют документы пассажира: возможность выезда, паспорт, визу. Обязательно предъявляется и посадочный талон. Кроме прочего, пограничники проверят нет ли у пассажира долгов, запрещающих выезд за границу.

Документы на детей предъявляют родители или взрослые сопровождающие. Нужно помнить, что для выезда ребенка за границу одним из родителей может потребоваться заверенное разрешение от второго. Перелет несовершеннолетнего без родителей должен быть оформлено соответствующим образом.

Еще раз напомним, таможенный и пограничный контроль могут быть совмещены, и пассажир, не знакомый с деталями процесса, может вовсе не знать, представитель какой службы перед ним. Это и не важно – главное понять, кому предъявить для осмотра вещи, а кому документы.

После данного этапа пассажир оказывается в зоне вылета (именно здесь расположены Duty Free, кафе, рестораны, зона ожидания и пр.). Дальнейшие шаги уже не являются обязательными, и могут быть применены только в условиях специфичности аэропорта или при определенных обстоятельствах.

Предполетная проверка

Это проверка применяется крайне редко и сохранилась только в аэропортах старого типа. Условно говоря, если после пограничного контроля пассажир не оказывается изолированным от физического общения с внешним миром и может изменить состав своей ручной клади, то это могут проверить дополнительно.

Иногда такая мера вводится и в экстренных случаях для повышенной безопасности. В целом, она напоминает проверку при входе / на таможне.

Проверка в салоне

Это не только необязательная, но и крайней редкая проверка. Чтобы на нее «нарваться», надо хорошенько «напроситься». Грубое нарушение правил, неадекватное поведение, несоблюдение техники безопасности и прочие симптомы буйного пассажира могут дать основания командиру провести дополнительный контроль. В обычных условиях он не проводится.

Откуда у летчика право отдавать подобные распоряжения?

Все просто – по международным правилам, с момента как двери лайнера закрыты, именно капитан является главным лицом на корабле. Он имеет широкие права и возможности, в т.ч. и по дополнительным проверкам.

Советы как без проблем пройти предполетный досмотр

Главный совет – читайте внимательно наши статьи.

«Предупрежден, значит вооружен» — эта сентенция подходит и в данном случае. Только точно зная все правила и нюансы, можно пройти контроль без проблем и быстро.

Есть и другие советы:

  1. Выясните заранее допустимые параметры ручной клади и багажа. Проверьте их дома, чтобы не тратить время в аэропорту на перекладывание вещей.
  2. Если проверить заранее не удастся, возьмите с собой дополнительную сумка. При перевесе (за который, вероятно, придется доплатить) сможете оперативно сформировать дополнительное место багажа.
  3. Помните, что кроме общих правил, есть еще отдельные нормы аэропорта и авиакомпании. Все они могут отличаться, поэтому ознакомьтесь с полным перечнем условий.
  4. Нормы строго устанавливают количество жидкости, допустимой к проносу на борт. Надо знать, что под этим термином понимаются не только действительно жидкие продукты (вода, соки, чай и т.п.), но и кремы, пасты (в т.ч. зубная), косметические средства.
  5. Если у пассажира есть провожающие до момента посадки, но не летящие с ним, пройти проверку при входе в аэропорт придется и им. Соответственно, наличие запрещенных предметов может привести к недопущению их в здание аэропорта.
  6. При стыковых рейсах пассажир может выбрать получение багажа в конечной точке путешествия, но об этом желании надо четко заявить при регистрации.
  7. Негабаритные, но допустимые места багажа (удочки, лыжи и т.д.), после оформления нередко относятся на специальную стойку самим пассажиром.

И еще один совет – при общении с проверяющими оставьте шутки! Через этих людей за день проходит такое количество «шутников», что чувство юмора не положено им по штатному расписанию. От их внимательности зависит в том числе и ваша безопасность, поэтому глупости в стиле «А у меня там бомба» скорее всего приведут к аресту, детальной проверке и опозданию на рейс. Но ведь вы же не из таких, верно? 😉

Заключение

Ну что, штурм удался и аэропорт взят! Оглядываясь назад можно смело утверждать, что все было совсем не так страшно, как казалось изначально. Зная все детали, проверки прошли спокойно и без эксцессов.

Оказалось, что предполетные мероприятия вовсе и не похожи на битвы и сражения, что это вполне рутинные мероприятия, без которых не обойтись. Значит их не надо бояться, к ним надо привыкнуть.

Не забудь подписаться на наш ТГ-канал. Наши эксперты там проводят опросы и публикуют интересненькое о Польше.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector