Что такое динамический диапазон звука

Что такое динамический диапазон звука

ЦИФРОВЫХ АУДИО ТРАКТОВ

Динамический диапазон звуков и музыки .

Динамический диапазон фонограмм.

Динамический диапазон цифрового аудио тракта .

Расширение динамического диапазона c использованием технологии Dithering .

Расширение динамического диапазона с использованием технологии Noise Shaping

1. Динамический диапазон звуков и музыки

Человек слышит звук в чрезвычайно широком диапазоне звуковых давлений. Этот диапазон простирается от абсолютного порога слышимости до болевого порога 140 дБ SPL относительно нулевого уровня, за который принято давление 0,00002 Па ( рис.1 .). Зона риска на этом рисунке обозначает область звуковых давлений, которые при

Болевой порог по музыке

Зона риска потери слуха

Абсолютный порог слышимости

Частота тональных звуков, кГц

Рис. 1. Области слышимости слуха

длительном воздействии могут привести к полной потери слуха. Болевой порог для тональных звуков зависит от частоты, для звуков с произвольным спектром за болевой порог принят уровень давления 120 дБ SPL. График абсолютного порога слышимости достаточно точно описывается эмпирическим равенством

В тишине чувствительность слуха человека повышается, а в атмосфере громких звуков – понижается, слух адаптируется к окружающей звуковой среде, поэтому динамический диапазон слуха не такой большой – около 70..80 дБ. Сверху он ограничен давлением 100 дБ SPL, а снизу шумом с уровнем -30…35 дБ SPL. Этот динамический диапазон может сдвигаться вверх и вниз до 20 дБ. Для комфортного восприятия музыки рекомендуется, чтобы звуковое давление не превышало 104 дБ SPL в домашних условиях и 112 дБ SPL, в специально оборудованных помещениях.

Динамический диапазон музыки определяется отношением в децибелах самого громкого звука (ф ортиссимо) и самого тихого звука ( пианиссимо ). Динамический диапазон симфонической музыки составляет 65…75 дБ, а на концертах рок-музыки он возрастает

Табл.1. Динамический диапазоны музыки и голоса

Динамический диапазон, дБ

Большой симфонический оркестр

Малый симфонический оркестр

Голос (основной тон)

до 105 дБ, при этом пики звуковых давлений могут достигать 122…130 дБ SPL.

Динамический диапазон вокальных исполнителей — не превышает 35…45 дБ ( табл.1 ).

Динамический диапазон музыки существенно зависит от выбора максимального

звукового давления P max , так как он ограничивается снизу абсолютным порогом

слышимости. Эта зависимость наиболее сильно выражена на краях звукового диапазона.

приведены примеры изменения динамического диапазона тональных звуков. В

120dB Болевой порог

Частота тональных звуков, кГц

Рис. 2. Динамический диапазон музыки и пороги слышимости слуха

зависимости от выбора P max

и частоты тональных звуков

80 дБ уменьшается на краях

звукового диапазона до 40

принято измерять динамический диапазон звуков на частоте 1 кГц, на которой он может

достигать 117 дБ.

помещения маскирует звук и этим уменьшает его динамический диапазон

музыки снизу . На рис.3 . показано как при уменьшении звукового давления от 120 до 80 дб

SPL динамический диапазон музыки из-за шума помещения уменьшается с 90 до 50 дБ.

минимального уровня музыкальных звуков.

В студиях звукозаписи уровень шума не

шума до 60дБ SPL.

Именно поэтому тихая музыка часто тонет

Шум квантования, являющийся белым

шумом, заметен на слух при его

интенсивности всего 4 дБ SPL, даже когда

общий шум аудио аппаратуры в помещении

Рис. 3. Динамический диапазон музыки в

необходимо сопоставить с тем, что полной

шкале FS цифрового измерителя уровня

соответствуют уровень между 105 и 112 дБ SPL. Поэтому для

динамический диапазон музыки не должен превышать 101 — 108 дБ.

Динамический диапазон микрофонов определяется так же, как это обычно делается в электрических трактах. Верхняя граница ограничивается допустимой величиной нелинейных искажений, а нижняя — уровнем собственных шумов. Современные студийные микрофоны допускают максимальное звуковое давление 125…145 дБ SPL, при этом нелинейные искажения не превышают 0,5% … 3%. Уровень собственных шумов микрофонов составляет 15…20 дБА, динамический диапазон – от 90 до 112 дБА, а отношение сигнал/шумот 70 до 80 дБА. Эти микрофоны с запасом перекрывают весь диапазон слуха человека от 120 дБ SPL до уровня шума студии 20 дБ SPL. В современных студиях запись производится с использованием 22 или 24 разрядных АЦП, иногда используется квантование с плавающей запятой, поэтому проблем с динамическим диапазоном не возникает. Стоит такая аппаратура крайне дорого.

2. Динамический диапазон фонограмм

Музыкальный и речевой сигналы представляют собой последовательность быстро нарастающих и более медленно затухающих звуковых импульсов ( рис.4 .). Такой сигнал характеризуется среднеквадратическим и пиковым значениями уровней , разность этих уровней называется пик-фактором . Прямоугольная волна (меандр) имеет единичный пик-фактор 0 дБ, пик-фактор синусоиды равен 3 дБ. Фонограммы музыкальных и речевых сигналов имеют пик-фактор до 20 дБ и более. Время определения пик-фактора связано временем интегрирования при вычислении среднеквадратического значения сигнала, и обычно, оно равно 50 мс.

Динамический диапазон и пик-фактор музыкальной фонограммы определяют путем статистической обработки мгновенных значений сигналов. Наиболее подробно статистические характеристики рассчитываются в звуковом редакторе Audition 3 ( рис.4 ).

Рис.4. Фрагменты фонограмм музыкальных отрывков различной длительности

Из них основными являются следующие: Peak Amplitude ( L pic ), Maximum RMS Power ( L max ), Minimum RMS Power ( L min )и Average RMS Power ( L avr ) (уровни максимального,

минимального и среднего среднеквадратического (эффективного) значения мощности сигнала).

Динамический диапазон фонограммы по данным этой таблицы определяется как

DR m L pic L min ,

пик-фактор рассчитывается по формуле

PF m L pic L avr

Динамический диапазон может быть также определен по гистограмме распределения уровней фонограммы, приведенной на рис.5. Такие операции удобно быстро делать до и после динамической обработки фонограммы.

при измерении уровней гистограммы сильно влияет на ее вид.

Но это время никак не

регламентируется и выбирается самим исполнителем в

Рис.4. Статистические характеристики фонограмммы музыки Бетховена «Элизе»

Рис.5. Гистограмма распределения музыки Бетховена «Элизе»

зависимости от задачи исследования. Если, например, важным является динамический диапазон мгновенных значений уровней фонограммы, то время интеграции должно быть 1-5 мс. Если измеряется динамический диапазон музыки с учетом слухового восприятия, то время интеграции выбирается равным 60 мс, это постоянная времени слуха.

Обычно по вертикальной оси нормализованной

откладывается плотность вероятности распределения

уровней фонограммы, что

позволяет определять динамический диапазон и пик-фактор с заданной вероятностью при выбранном времени интеграции. В звуковом редакторе Adobe Audition 3 используется нормализация гистограммы, при которой максимальной вероятности событий всегда соответствует значение 100. Такая гистограмма описывает распределение вероятностей уровней сигналов фонограммы относительно максимального значения. При ее построении автоматически подбирается масштаб по оси Х, поэтому затруднительно сравнивать гистограммы различных фонограмм.

Читайте также:  Ввод в си шарп

Практическое применение. Кому и зачем нужна статистическая информация и гистограмма фонограммы. Эти данные прежде всего оказывают неоценимую помощь при динамической обработке фонограммы, так как они позволяются обоснованно выбрать характеристики компрессора и экспандера. Статистические результаты обработки фонограмм с музыкой различных жанров позволяют определить необходимый динамический диапазон электроакустического тракта, сформировать требования по пиковой и средней мощности головок акустических система. Они играют существенную роль при разработке алгоритмов компрессии звуковых сигналов.

Эмоциональную музыку с широким динамическим диапазоном и большим пик-

фактором можно слушать только на высококачественной дорогой аппаратуре с хорошими

наушниками и в автомобилях из-за шумов динамический

15 диапазон сокращается и она

Поэтому широким спросом такие записи не пользуются и,

неизбежно, с каждым годом динамический диапазон и пик-

Рис.7. Фонограмма песни “I`ll Be There For You”

Рис. 6. Пик- фактор CD дисков

фонограмм преднамеренно изготовителями уменьшается ( рис.6 .). На современных CD

дисках в большинстве случаев динамический диапазон не превышает 20 дБ, а пик-фактор-

чуть больше 3 дБ, что вполне достаточно для танцевальной музыки. На рис.7. приведена

картинка современной фонограммы с компакт диска.

3. Динамический диапазон цифрового аудио тракта

Обычный цифровой тракт

включает в себя АЦП и ЦАП.

квантование аналоговых сигналов, и преобразование их в цифровой поток. Второй

производит обратное преобразование цифрового потока в аналоговый сигнал.

до целого двоичного

значения. При импульсно-кодовой модуляции (ИКМ) такая

квантователя, называемого в технической литературе Mid-

«лестницы» с одинаковыми ступеньками

нечетное число уровней квантования . Округление

цифровых данных в этом квантователе производиться

двоичного значения ( рис.8 ).

принято называть rounding.

симметричен относительно оси времени, и квантование

Рис. 8. Передаточные

осуществляется с порогом, равным

0,5 шага квантования

Пока входной сигнал меньше этого порога выходной

Mid-Tread и Mid-Riser

сигнал квантователя равен нулю, это значит, что

квантование осуществляется с центральной отсечкой.

входном сигнале несколько выше порога квантования выходной сигнал имеет вид

последовательности импульсов со скважностью, зависящей

дальнейшем увеличении уровня ЗС формируется выходной сигнал ступенчатой формы.

Округление цифровых данных в квантователе Mid-Riser производится до ближайшей меньшей величины ( рис.8 ), поэтому данный алгоритм принято называть — truncating . Квантователь Mid-Riser отличается тем, что у него отсутствует порог квантования, поэтому он передает звуковые сигналы очень маленьких уровней, даже ниже уровня

шума. Однако, при отсутствии ЗС любой ничтожный шум порождает на выходе последовательность случайных импульсов с амплитудой 1 квант, это значит, что такой квантователь усиливает шумы.

Динамический диапазон АЦП с квантователем Mid-Tread определяется через логарифм отношения максимального и минимального значений сигнала синусоидальной формы на входе квантователя

DR А 20 log A max ,

, Q – шаг квантования, q — число разрядов. Поэтому

При q = 8 этот динамический диапазон равен 48 дБ, а при q = 16 он увеличивается до 96 дБ. Значение DR A определяет нижнюю границу динамического диапазона по уровню входных сигналов квантователя типа Mid-Tread.

Динамический диапазон ЦАПа измеряется в соответствии с рекомендациями стандарта EIAJ через отношение максимального среднеквадратического значения сигнала

синусоидальной формы A max на его выходе к среднеквадратическому значению шума квантования , измеренному в полосе от 0 до частоты Найквиста F N

DR R = 98 дБ, что

квантователя, определяемого формулой (1). Измеренный таким образом динамический диапазон ЦАПа отождествляется со значением его SNR .

Если верхний диапазон частот ограничивается значением F max F N , то расчетная формула для SNR и DR R принимает вид

SNR R DR R 6.02 q 1,76 10 log

где f s — частота дискретизации, F max — максимальная частота звукового диапазона. При

f s = 44,1 кГц и F max = 20 кГц и SNR R = DR R = 98,5 дБ. Как видно, отношение сигнал/шум лишь на 2 децибела больше динамического диапазона. Надо обратить внимание на то, что величина SNR зависит от частот f s и F max , тогда как DR от этих параметров не зависит.

Тем не менее, в большинстве технических публикаций динамический диапазон отождествляется с отношением сигнал/шум. Это подтверждается и стандартами AES 17 и

В стандарте IEC 61606 рекомендуется измерять SNR и DR при подаче на вход АЦП синусоидального сигнала с частотой 997 Гц и уровнем минус 60 дБ FS c обязательным использованием технологии TPDF Dithering . При этом расчетное соотношение для SNR из-за вносимого дополнительного шума предлагается в виде

SNR T DR T 6.02 q 3,01 10 log

При прежних условиях DR = SNR = 93,7 дБ, а не 96 дБ, как это часто встречается в технической литературе. Следовательно, уменьшается и расчетный динамический диапазон. Вместо SNR часто используется его обратная величина, определяющая интегральный уровень шума квантования

В соответствии со стандартом IEC 61606 измерение динамического диапазона DR R производится в соответствии со схемой, приведенной на рис.9. В этой схеме тестовый

Рис..9. Схема измерения динамического диапазона ЦАП

цифровой сигнал с частотой 1 кГц, и уровнем минус 60 дБ, сформированный с использованием технологии TPDF Dithering , подается на вход ЦАПа. Аналоговый сигнал с ЦАПа поступает на вход ФНЧ с частотой среза 20 кГц, ограничивающий спектр шума квантования. Далее производится фильтрация с помощью взвешивающего фильтра типа А , учитывающего особенности слухового восприятия шума квантования, что увеличивает динамический диапазон на 2-3 дБ. Тестовый сигнал и шум усиливаются на 60 дБ и подаются на измеритель уровня THD+N . В этом измерителе тональный сигнал подавляется режекторным фильтром и вольтметром эффективных значений измеряется уровень шума в децибелах. Это измеренное значение уровня шума отождествляется, с обратным знаком, с динамическим диапазоном ЦАПа.

При квантовании сигналов минимального уровня возникают громадные искажения, достигающие 100% ( рис.10 ). В связи с этим на практике приходиться руководствоваться реальным динамическим диапазоном АЦП. При определении этого диапазона необходимо учитывать: пик-фактор музыкальных сигналов, достигающий 12…20 дБ, необходимость поднимать уровень нижней границы динамического диапазона над уровнем шума квантования хотя бы на 20 дБ и иметь дополнительный запас в верхней части динамического диапазона около 10…12 дБ для предотвращения случайной перегрузки.

В результате реальный динамический диапазон

Динамический диапазон определяет максимальное изменение уровня звука в аудиоматериале, он выражается в децибелах и равен разности между самой громкой и самой тихой частью аудиоматериала. Иногда на фоне шумов самая тихая часть музыкального фрагмента может оказаться неслышимой, в этом случае динамический диапазон будет определяться разностью между самой громкой частью музыкального произведения и уровнем шумов.

Читайте также:  Комп не видит компьютеры в сети

Динамический диапазон используется и для характеристики звуковых систем. Любая звуковая система имеет собственный шум, являющийся остаточным электронным шумом системы. Динамический диапазон звуковой системы равен разности между пиковым уровнем звука на выходе и уровнем внутренних шумов.

Динамический диапазон рок-н-рольной музыки

Для рок-н-рольной музыки характерен самый широкий динамический диапазон. Уровень звукового давления у микрофонов (не в аудитории) на таких концертах может изменяться от 40 дБ (что соответствует шуму в аудитории при кратковременных паузах в исполнении, улавливаемому микрофоном) до 130 дБ (это выше болевого порога, но звуки такой громкости исполнители издают в микрофон, а до слушателей они доходят менее громкими). Чтобы определить динамический диапазон такого концерта, следует из пикового уровня звукового давления вычесть уровень шумов:

Динамический диапазон = Пиковый уровень — Уровень шумов = 130 дБ — 40 дБ = 90 дБ.

Примечание. дБ — это отношение двух сигналов, и в этом случае мы описываем, как соотносятся сигналы 130 дБ SPL и 40 дБ SPL. Разница между ними составляет 90 дБ, но данное значение никак не связано с уровнем звука 90 дБ SPL, отнесенного к 0,0002 дин/см2. Динамический диапазон всегда указывается в дБ, его никогда не следует выражать в единицах дБ SPL, дБm, дБu, отнесенных к какому-то абсолютному значению.

Электрический динамический диапазон звуковой системы

Электрический уровень сигнала звуковой системы (в дБu) пропорционален уровню звукового давления (в дБ SPL) у микрофона. Реальные уровни электрического сигнала, определяются чувствительностью микрофонов, уровнем усиления предусилителей мощности и другой аппаратурой, но эти величины являются постоянными и соответствуют тем, что приведены в спецификациях.

При уровне звукового давления у микрофона 130 дБ SPL максимальные линейные уровни на выходе микшерного пульта могут достигать +24 дБu (12,3V), а максимальные уровни на выходе каждого усилителя мощности — пиковых значений 250 Вт (подобных усилителей может быть и несколько). При уменьшении уровня звука до 40 дБ SPL минимальный линейный уровень уменьшается до 66 дБu (388 мV), а уровень сигнала на выходе усилителя мощности снижается до 250 нВт.

При этом динамический диапазон аудиоматериала на выходе микшерного пульта остается таким же, как у сигнала, снимаемого с микрофона:

Динамический диапазон = Пиковый уровень — Уровень шумов = +24 дБu — (-66 дБu) = 90 дБ.

А что можно сказать относительно динамического диапазона на выходе усилителя мощности? Как соотносятся в децибелах 250 Вт и 250 нВт можно легко рассчитать:

дБ = 10 log (P1/P0)= 10 log (250/0,000000250) = 10 log (1000000000) =10 · 9 = 90 дБ.

Соответствие величин дБ SPL и дБu, дБm или дБW сохраняется на всех участках звуковой системы от источника звука у микрофона до выхода на систему громкоговорителей. При изменении уровня звука на 90 дБ, электрическая мощность изменится на столько же. В электрической цепи, которая возбуждается данным звуком (предполагается, что усиление носит линейный характер, т.е. в системе не применяется компрессия, эквализация, ограничение и отсечку сигналов) разность между двумя уровнями звукового давления, выраженная в децибелах, всегда соответствует разности мощностей в дБm или разности напряжений в дБu. Такое соотношение характерно для систем любого типа: звукоусиления, звукозаписи, вещательных.

Акустический динамический диапазон системы

Мы описали динамический диапазон аудиоматериала, который поступает на микрофон, и динамический диапазон электрического сигнала, который проходит через микшерный пульт и усилители мощности, а что можно сказать относительно звука на выходе системы громкоговорителей? Как вы, наверное, могли бы уже предположить, он должен иметь такой же динамический диапазон. Если громкоговорители не в состоянии передать полный динамический диапазон, то они не смогут воспроизводить самые низкие уровни мощности, либо будут искажать звук на пиковых уровнях сигнала (эти недостатки могут присутствовать одновременно). Реальные уровни звука, которые должны воспроизводить громкоговорители определяются расстоянием между ними и публикой, а также требуемой громкостью звучания. Предположим, что мы не хотим, чтобы у наших слушателей лопнули барабанные перепонки, и за достаточный для точной передачи исполнения пиковый уровень принимаем 120 дБ SPL. В этом случае на данной сценической площадке громкоговорители должны сообща генерировать 130 дБ SPL (если вы проведете необходимые расчеты, то получите именно это значение). Мы также знаем, что, если громкоговорители генерируют 130 дБ SPL на пиках, то они смогут поддерживать 40 дБ SPL на самых тихих фрагментах, т. е. обеспечивать заданное значение динамического диапазона 90 дБ.

Нам известно, что звуковая волна, соответствующая пиковому уровню, ослабляется в процессе распространения на 10 дБ (т.е. со 130 дБ SPL до 120 дБ SPL). Но точно также будет снижаться и уровень звукового давления, соответствующий тихим фрагментам (с 40 дБ до 30 дБ), и публика может их не услышать, так как в этом случае уровень звука становится ниже уровня шума в зрительном зале. Именно поэтому часто применяют электронную регулировку динамического диапазона, включающую компрессию самых громких пиков, в результате которой повышается общий уровень звуков, и тихие фрагменты звучат громче.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 9285 — | 7459 — или читать все.

Динамическая обработка представляет собой процесс изменения динамического диапазона сигнала – разницы между самым громким и самым тихим участком аудиосигнала.

Динамическая обработка в современном продакшене является неотъемлемой частью процесса сведения. Если проанализировать популярные композиции в танцевальной стилистике, то можно отметить, что они звучат очень «громко» (правильнее сказать плотно). Такой эффект «громкого» звука – это следствие сужения динамического диапазона сигнала и последующее повышение уровня сигнала (увеличение среднеквадратического значение уровня сигнала – RMS).

RMS (root mean square) – среднеквадратическое(средневзвешенное) значение.

RMS современных треков достигает уровня в -3 дБ. Это, на мой взгляд, чересчур, но сейчас не об этом.

Динамическая обработка в большей степени применяется для упрощения процесса изменения громкости различных участков сигнала. Такую обработку также можно выполнить, используя автоматизацию громкости. Однако в некоторых случаях это занимает слишком много времени. Поэтому не является целесообразным.

Все процессоры динамической обработки, в той или иной мере, применяются для изменения уровня сигнала на определённых участках аудиосигнала.

Основными устройствами динамической обработки звука являются:

Читайте также:  Как поставить мелодию на звонок с определенного

Рассмотрим подробнее каждый прибор.

Компрессор

Это самый часто используемый прибор динамической обработки. Он предназначен в основном для сужения динамического диапазона сигнала. Однако его применение этим не ограничивается. Часто компрессор применяется для выделения атаки сигнала, сайдчейн компрессии, склеивания инструментов в группах, а также для создания необычных эффектов.

Классический компрессор имеет следующие параметры:

Threshold – порог срабатывания (дБ). Если обрабатываемый сигнал превысит этот порог, то компрессор включится, и будет обрабатывать сигнал в соответствии с настройками.

Ratio – коэффициент компрессии или степень компрессии (относительная величина: 2:1; 3:1; 4:1 и т.п.). Показывает во сколько раз будет сжат сигнал, который превышает порог срабатывания. Например, если уровень сигнала — 4 дБ, порог срабатывания — 8 дБ (8-4=4 дБ), степень компрессии 2:1, то разница между уровнем сигнала и порогом срабатывания будет сжата в два раза (4:2=2 дБ). Таким образом, после компрессии уровень сигнала уменьшится на 2 дБ и будет составлять 6 дБ.

Attack – время срабатывания (мс). Указывает компрессору как быстро после превышения порога срабатывания необходимо сжать сигнал. Это время от момента превышения порога срабатывания до момента максимальной компрессии («плавность начала компрессии» если так можно выразится). Можно провести аналогию атаки огибающей и атаки компрессора.

Release – время восстановления (мс). Указывает компрессору, как быстро необходимо перейти в режим ожидания (выключится). Этот параметр отображает плавность выключения компрессора (по аналогии с параметром восстановления огибающей).

Make Up (Gain) – компенсация громкости на выходе компрессора (дБ).

После компрессии уровень сигнала снижается (в вышеприведённом примере на 2 дБ) в соответствии с настройками компрессора. Параметр Make Up позволяет скомпенсировать потерянную громкость.

Нужно отметить, что компрессор сжимает сигнал превышающий порог срабатывания (уменьшая его), при этом самые тихие участки (не превышающие порог) остаются без изменений. После компенсации громкости максимальный уровень возвращается на своё прежнее значение, при этом повышается уровень и на всех остальных участках сигнала (тихие участки становятся громче). Такая процедура сужает динамический диапазон сигнала. Это позволяет сделать аудиосигнал более читаемым в миксе.

Компрессоры различаются по алгоритму работы и функциональности. Также существуют многополосные компрессоры, позволяющие отдельно компрессировать различные частотные диапазоны (полосы) сигнала. В таких компрессорах для частотного разделения сигнала используется кроссовер.

Многополосный компрессор iZotope Ozone 7 Dynamics

Для большего понимания предлагаю посмотреть видео «Что такое компрессия звука?».

О том, как настаивать и использовать компрессор читайте в статьях:

Транзиент шейпер

Этот прибор представляет собой урезанную версию компрессора, предназначенную для работы с временными параметрами сигнала (Attack и Release). Классический транзиент шейпер позволяет увеличивать уровень атаки и восстановления сигнала в соответствии с выбранной кривой.

Ярким представителем этого класса устройств является плагин Transient Shaper 2 от компании Schaack Audio Technologies.

Transient Shaper 2

Чаще всего транзиент шейпер используется для усиления атаки.

Лимитер и максимайзер

Лимитер представляет собой компрессор со степенью компрессии ∞:1. Задачей лимитера является ограничение сигнала превышающего установленный порог. Этот прибор имеет те же параметры, что и компрессор (Threshold, Attack, Release и Gain).

Максимайзер – это лимитер с автоматической компенсацией громкости. Это устройство позволяет повысить уровень сигнала на мастере, при этом избегая клиппирования.

Это прибор, который позволяет избавиться от различных шумов. Гейт (gate – с англ. ворота) пропускает сигнал, который превышает порог Threshold и не пропускает сигнал ниже этого порога.

Гейт часто используется при обработке вокала или других инструментов записанных вживую.

Основными параметрами гейта, являются:

Threshold – порог ограничения (дБ). Если сигнал опускается ниже этого порога, то гейт не пропускает этот сигнал (сигнал подавляется). Все что выше порога остаётся без изменений.

Ratio – коэффициент подавления (относительная величина). Показывает насколько сильно сигнал будет подавлен.

Attack – время срабатывания гейт (мс). Насколько быстро (плавно) будет подавлен сигнал.

Release – время восстановления (мс). Насколько быстро (плавно) будет восстановлен сигнал или как скоро полностью выключится гейт после того, как уровень сигнала превысит порог ограничения.

Одним из лучших гейтов на сегодняшний день является FabFilter Pro-G.

Экспандер

Это прибор, выполняющий противоположные компрессору функции. Он позволяет увеличить динамический диапазон сигнала (разницу между самым громким и самым тихим участком).

Существует два вида экспандеров – понижающий и повышающий.

Первый понижает уровень сигнала ниже установленного порога, а второй повышает уровень сигнала выше заданного порога.

Основные параметры понижающего экспандера:

Threshold – порог срабатывания (дБ). Если уровень сигнала будет ниже порога срабатывания, то экспандер включится и ослабит сигнал, не превышающий этот порог в соответствии с настройками.

Ratio – коэффициент ослабления (относительная величина). Показывает, во сколько раз ослабится сигнал, не превышающий порог срабатывания.

Attack и Release – время атаки и время восстановления (мс) (аналогично компрессору).

Основные параметры повышающего экспандера:

Threshold – порог срабатывания (дБ). Если уровень сигнала будет выше порога срабатывания, то экспандер включится и усилит сигнал, превышающий этот порог в соответствии с настройками.

Ratio – коэффициент ослабления (относительная величина). Показывает, во сколько раз усилится сигнал, превышающий порог срабатывания.

Attack и Release – время атаки и время восстановления (мс)(аналогично компрессору).

В качестве повышающего экспандера может быть использован компрессор Waves С1 comp с коэффициентом компрессии от 0,5:1 до 0,99:1.

Деэссер и депоппер

Деэссер – это прибор, который позволяет автоматически устранять шипящие звуки в вокальных партиях в соответствии с настройками.

Для того, чтобы не исправлять шипящие в вокальной партии с помощью автоматизации часто прибегают к помощи деэссера. Однако необходимо отметить, что автоматизация всё же является более приемлемым вариантом (хоть и занимает больше времени).

Депоппер – это прибор, который призван подавлять бубнящие звуки в вокале.

По сути деэссер и депоппер работают по одному и тому же принципу.

Одним из самых популярных деэссеров является FabFilter Pro-DS.

Ещё одним вариантом устранения огрехов вокалиста (шипящие и бубнящие) является использование динамической эквализации.

О том, что это такое читайте в статье «Что такое динамическая эквализация?».

Как я уже говорил, все приборы динамической обработки призваны автоматизировать и ускорить процесс обработки сигнала (выравнивание динамики, выделение атаки, устранение шумов и т.п.).

При сведении композиции динамическая обработка является необходимым этапом, даже если она выполнена без использования вышеописанных устройств.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector