Чем знания отличаются от информации

Чем знания отличаются от информации

В Викисловаре есть статья « знание »
Имеется викиучебник по теме «Познание и знание»

Зна́ние — результат познания, который можно логически или фактически обосновать, и эмпирически или практически проверить [1] . Согласно распространённой трактовке современной эпи­сте­мо­ло­гии, знание это — реальное положению дел, обоснованное фактами и рациональными аргументами убеждение человека [2] . Говоря о знании, чаще всего подразумевают отражение действительности в сознании человека [3] .

На получение знаний о структуре предметов и явлений, об их существенных взаимосвязях нацелена наука и её научный метод [1] >>> .

Знание индивида (или группы индивидов) — это обладание информацией, позволяющей решить какую-либо задачу. Знание противоположно незнанию (отсутствию информации), но противопоставляется также и вере [4] .

В самом широком смысле слова, в философской интерпретации, знание — это образ реальности субъекта в форме понятий и представлений [ источник не указан 176 дней ] .

Обычно знание объективируется, фиксируется, выражается в языке или какой-либо другой знаковой системе, знаковой форме [1] . Однако в зависимости от того, что понимать под знанием, можно и утверждать, что знание может быть также зафиксировано в чувственных образах, получено путём непосредственного восприятия [5] .

Содержание

Формы знаний [ править | править код ]

Познание не ограничено сферой науки, знание в той или иной форме существует и за пределами науки. Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т. д. — соответствуют специфические формы знания. Различают также формы знания, имеющие понятийную, символическую или художественно-образцовую основу [6] .

К исторически первым формам человеческого знания относят игровое познание (строится на основе условно принимаемых правил и целей, позволяет возвыситься над повседневным бытием, не заботиться о выгоде, вести себя в соответствии со свободно принятыми игровыми нормами). Возможен обман партнёра и сокрытие истины. Носит обучающе-развивающий характер, выявляет качества и возможности человека, позволяет раздвинуть психологические границы общения [6] .

Выделяют различные виды знания: научное, вненаучное, обыденно-практическое (обыденное, здравый смысл), интуитивное, религиозное и др.

Обыденно-практическое — знание, существовавшее ещё на ранних этапах человеческой истории и доставлявшее элементарные сведения о природе и окружающей действительности (т. н. здравый смысл, приметы, назидания, рецепты, личный опыт, традиции и т. п.), носит несистемный, бездоказательный, бесписьменный характер [6] . Обыденное знание служит основой ориентации человека в окружающем мире, основой его повседневного поведения и предвидения, но обычно содержит ошибки, противоречия.

Научное — знание, основанное на рациональности, характеризуется объективностью и универсальностью, и претендует на общезначимость. Научное познание — процесс получения объективного, истинного знания. Его задача — описать, объяснить и предсказать процесс и явление действительности. Научные революции, происходящие в ходе развития научного познания и приводящие к смене теорий и принципов, сменяются периодами нормального развития науки (углубление и детализация знаний) [6] .

Научному знанию присущи логическая обоснованность, доказательность, воспроизводимость результатов, проверяемость, стремление к устранению ошибок и преодолению противоречий.

Форма научного знания младше многих форм вненаучного знания [6] .

Вненаучное знание не является чьей-то выдумкой, продуцируется определённым интеллектуальным сообществом по отличным от рационалистических нормам, эталонам, имеют свои источники и средства познания. В истории культуры формы знания, отнесённые к «ведомству» вненаучного знания, объединяются общим понятием — эзотеризм [6] .

По природе: [ править | править код ]

Декларативные — знание о структуре и представление любых понятий. Эти знания приближены к данным, фактам. Например: высшее учебное заведение есть совокупность факультетов, а каждый факультет, в свою очередь, есть совокупность кафедр.

Процедурные — знания с трансформационной и управляющей природой. В них представлены средства и пути преобразования, проверки, управления информацией и знаниями, способы генерации и получения новых знаний. Это алгоритмы разного рода. Например: метод мозгового штурма для поиска новых идей.

По степени научности [ править | править код ]

Знания могут быть научными и вненаучными.

Научные знания могут быть

  • эмпирическими (на основе опыта или наблюдения)
  • теоретическими (на основе анализа абстрактных моделей).

Научные знания в любом случае должны быть обоснованными на эмпирической или теоретической доказательной основе.

Теоретические знания — абстракции, аналогии, схемы, отображающие структуру и природу процессов изменения объектов, протекающих в предметной области. Эти знания объясняют явления и могут использоваться для прогнозирования поведения объектов.

Вненаучные знания могут быть [6] :

  • паранаучными — знания, не совместимые с имеющимися гносеологическими стандартами. Широкий класс паранаучного (пара от греч. — около, при) знания включает в себя учения или размышления о феноменах, объяснение которых не является убедительным с точки зрения критериев научности;
  • лженаучными — знания эксплуатирующие домыслы и предрассудки. Лженаука часто представляет науку как дело аутсайдеров. В качестве симптомов лженауки выделяют малограмотный пафос, принципиальную нетерпимость к опровергающим доводам, а также претенциозность. Лженаучное знание чувствительно к злобе дня, сенсации. Его особенностью является то, что оно не может быть объединено парадигмой, не может обладать систематичностью, универсальностью. Лженаучные знания сосуществуют с научными знаниями. Считается, что лженаучное знание обнаруживает себя и развивается через квазинаучное;
  • квазинаучными — они ищут себе сторонников и приверженцев, опираясь на методы насилия и принуждения. Квазинаучное знание, как правило, расцветает в условиях строго иерархированной науки, где невозможна критика власть предержащих, где жестко проявлен идеологический режим. В истории России периоды «триумфа квазинауки» хорошо известны: лысенковщина; фиксизм, как квазинаука в советской геологии 50-х гг.; шельмование кибернетики и т. д.;
  • антинаучными — знания искажающие представления о действительности. Приставка «анти» означает, что предмет и способы исследования противоположны науке. С ним связывают извечную потребность в обнаружении общего легко доступного «лекарства от всех болезней». Особый интерес и тяга к антинауке возникают в периоды социальной нестабильности. Но, хотя данный феномен достаточно опасен, принципиального избавления от антинауки произойти не может;
  • псевдонаучными — знания спекулирующие на совокупности популярных теорий, как истории о древних астронавтах, о снежном человеке, о чудовище из озера Лох-Несс;
  • обыденно-практическими — элементарные знания о природе и окружающей действительности. Люди, как правило, располагают большим объёмом обыденного знания, производимое повседневно и являющиеся исходным пластом всякого познания. Иногда аксиомы повседневного противоречат научным положениям, препятствуют развитию науки. Иногда, напротив, наука длинным и трудным путём доказательств и опровержений приходит к формулировке тех положений, которые давно утвердили себя в среде обыденного знания. Обыденное знание включает в себя и здравый смысл, и приметы, и назидания, и рецепты, и личный опыт, и традиции. Оно хотя и фиксирует истину, но делает это не систематично и бездоказательно. Его особенностью является то, что оно используется человеком практически неосознанно и в своем применении не требует предварительных систем доказательств. Другая его особенность — принципиально бесписьменный характер;
  • личностными — знания конкретной личности. Личностные знания зависящими от способностей конкретной личности, её окружения и особенностей её познавательной деятельности. Коллективное же знание общезначимо (надличностно), предполагает наличие общей для всей системы понятий, способов, приёмов и правил построения.
Читайте также:  Как отключить обновления виндовс 10 через реестр

Народная наука — особая форма вненаучного и внерационального знания. Прежде была привилегией шаманов, жрецов, старейшин рода, ныне стала делом отдельных групп или субъектов (знахарей, целителей, экстрасенсов) [6] .

По местонахождению [ править | править код ]

Выделяют: личностные (неявные, скрытые, пока не формализованные) знания и формализованные (явные) знания.

  • знания людей, которые ещё не формализованы и не могут быть переданы другим людям.

Формализованные на некотором языке (явные) знания:

  • знания в документах;
  • знания на электронных носителях;
  • знания в Интернете;
  • знания в базах знаний;
  • знания в экспертных системах, извлечённые из неявных знаний людей-экспертов.

Отличительные характеристики знания [ править | править код ]

Отличительные характеристики знания все ещё являются предметом неопределённости в философии. Согласно большинству мыслителей, для того чтобы нечто считалось знанием, это нечто должно удовлетворять трем критериям:

Однако, как иллюстрируют примеры проблемы Гетье, этого недостаточно. Предложен ряд альтернатив, включая доводы Роберта Нозика в пользу требования «прослеживания истины» и дополнительное требование Саймона Блэкберна, что мы не будем утверждать, что каждый, кто удовлетворяет любому из этих критериев «через неисправность, изъян, ошибку», обладает знанием. Ричард Киркхэм делает предположение, что наше определение знания должно требовать, чтобы свидетельства верящего были таковы, чтобы они логически влекли за собой истину убеждения.

Управление знаниями [ править | править код ]

Управление знаниями — изучает способы, создания, экстернализации [ неизвестный термин ] , собора, накопления, хранения, предоставления, использования и распространения знаний в организациях. Рассматривает знание как соотносящееся с самим собой и возможное к повторному использованию. Повторное использование означает, что определение знания находится в состоянии постоянного изменения. Управление знаниями трактует знание как «форму информации, наполненную контекстом, основанным на опыте». Информация — это данные, важны для наблюдателя из-за их значимости. Данные могут быть предметом наблюдения, но не обязательно должны быть им. В этом смысле знание состоит из информации, подкрепленной намерением или направлением. Этот подход находится в согласии с DIKW-моделью, которая располагает данные, информацию, знание, мудрость в виде пирамиды по увеличивающейся степени полезности.

Непосредственное знание [ править | править код ]

Непосредственное знание — это продукт интуиции — способности постижения истины путём прямого её усмотрения без обоснования с помощью доказательства.

Процесс научного познания, а также различные формы художественного освоения мира не всегда осуществляются в развёрнутом, логически и фактически доказательном виде. Нередко субъект схватывает мыслью сложную ситуацию, например, во время военного сражения, определения диагноза, виновности или невиновности обвиняемого и т. п. Роль интуиции особенно велика там, где необходим выход за пределы существующих приёмов познания для проникновения в неведомое. Но интуиция не есть нечто неразумное или сверхразумное. В процессе интуитивного познания не осознаются все те признаки, по которым осуществляется вывод, и те приёмы, с помощью которых он делается. Интуиция не составляет особого пути познания, идущего в обход ощущений, представлений и мышления. Она представляет собой своеобразный тип мышления, когда отдельные звенья процесса мышления проносятся в сознании более или менее бессознательно, а предельно ясно осознаётся именно итог мысли — истина.

Интуиции бывает достаточно для усмотрения истины, но её недостаточно, чтобы убедить в этой истине других и самого себя. Для этого необходимо доказательство.

В информационных технологиях [ править | править код ]

В теории искусственного интеллекта и экспертных систем, знание — это совокупность утверждений о свойствах объектов, закономерностях процессов и явлений, а также правил логического вывода одних утверждений из других и правил использования их для принятия решений. Главное отличие знаний от данных состоит в их структурности и активности: появление в базе знаний новых фактов или установление новых связей между ними может стать источником изменений в принятии решений.

Сложные системы искусственного интеллекта, основанные на нейросетевой технологии, а также экспертные системы, основанные на логической модели баз знаний, демонстрируют поведение, которое имитирует человеческое мышление и интуицию. Обучение таких систем — эвристический процесс, состоящий в нахождении решения задачи на основе ориентиров поиска, недостаточных для получения логического вывода. Для интуиции характерна быстрота (иногда моментальность) формулирования гипотез и принятия решений, а также недостаточная осознанность его логических оснований. [7]

Логический вывод информации, конкретных и обобщенных сведений и данных производится в базах знаний и экспертных системах, использующих языки средства логического программирования на базе языка Пролог. Эти системы явно демонстрируют логический вывод новой информации, осмысленных сведений, данных, используя правила логического вывода и факты, закладываемые в базы знаний.

Житейские (обыденные) знания [ править | править код ]

Житейские (обыденные) знания, как правило, сводятся к констатации фактов и их описанию, тогда как научные знания поднимаются до уровня объяснения фактов, осмысления их в системе понятий данной науки, включаются в состав теории.

Чувственное познание [ править | править код ]

Чувственное познание — это познание с помощью органов чувств (зрение, слух и так далее).

Особенностями чувственного познания являются: его непосредственный характер; наглядность и предметность; воспроизведение только внешних свойств и сторон объекта познания.

Формы чувственного познания:

  1. Ощущение — это отражение отдельных свойств предмета, явления или процесса;
  2. Восприятие — чувственный образ целостной картины предмета;
  3. Представление — образ объекта познания, запечатлённый в памяти.

Рациональное познание [ править | править код ]

Особенности рационального познания:

Воспроизведение внутренних закономерных связей и отношений.

Знание является единством чувственного и рационального познания, так как они тесно взаимосвязаны.

Формы рационального познания:

  1. Понятие — это мысль, утверждающая общие и существенные свойствапредмета, явления или процесса;
  2. Суждение — это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, явлении или процессе;
  3. Умозаключение (вывод) — это мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения. Есть несколько типов умозаключения: индуктивное (от частного к общему); дедуктивное (от общего к частному) и умозаключение по аналогии.

Научное знание [ править | править код ]

Научному знанию присущи логическая обоснованность, доказательность, воспроизводимость познавательных результатов. Научное знание отличается систематичностью, и опирается на целенаправленные познавательные процедуры. [8]

Эмпирические (опытные) знания [ править | править код ]

Эмпирические знания получают в результате применения эмпирических методов познания — наблюдения, измерения, эксперимента. Это знания о видимых взаимосвязях между отдельными событиями и фактами в предметной области. Оно, как правило, констатирует качественные и количественные характеристики объектов и явлений. Эмпирические законы часто носят вероятностный характер и не обязательно являются строгими.

Теоретические знания [ править | править код ]

Теоретические представления возникают на основе обобщения эмпирических данных. В то же время они влияют на обогащение и изменение эмпирических знаний.

Теоретический уровень научного знания предполагает установление законов, дающих возможность идеализированного восприятия, описания и объяснения эмпирических ситуаций, то есть познания сущности явлений. Теоретические законы имеют более строгий, формальный характер, по сравнению с эмпирическими.

Читайте также:  Какого цвета бывает айфон х

Термины описания теоретического знания относятся к идеализированным, абстрактным объектам. Подобные объекты невозможно подвергнуть непосредственной экспериментальной проверке.

Неявные знания [ править | править код ]

Нея́вное зна́ние (англ. tacit knowledge) — вид знания, к которому относится то знание, которое не может быть легко передано другим. (например: умение ездить на велосипеде)

Формализованные (явные) знания [ править | править код ]

Формализованные знания объективируются знаковыми средствами языка. охватывают те знания, о которых мы знаем, мы можем их записать, сообщить другим (пример: кулинарный рецепт)

Социология знания [ править | править код ]

Знание во времени [ править | править код ]

Основным местом хранения знаний была и остаётся человеческая память. Необходимость в передаче знаний другим людям и поколениям привела к развитию способов документирования — появились документированные знания. Большие объёмы накопленного знания потребовали разработки технических средств фиксации знания в виде письменности на вещественных (глина, папирус, кожа, береста, бумага, ткань и т. д.) и полевых (магнитных и электромагнитных) носителях, без которых уже невозможен дальнейший прогресс человечества. Машинные знания в будущем сплетутся, и образуется семантическая паутина (семантическая онтологическая сеть), способная предоставлять информацию так же, как если бы представлял её человек.

Отличия знаний и информации:

— более субъективно (принадлежит субъекту).

— является объектом владения и не отделимы от человека.

— объективна (существует независимо от человека).

— является наиболее демократичным источником власти (её может получить каждый).

— является наименее демократичным источником власти, т.к. доступ к ней не означает обладание.

— знания является объектом владения, а информация – объектом собственности.

ВАРИАНТ 2

Функции управления знаниями.

Функции УЗ:

Подходы к классификации знаний.

Методологический подход к созданию знаний по мнению ряда исследователей содержит два аспекта:

· Эпистемологический (с позиции теории познания)

· Онтологический (с позиции бытия: существование и хранение, технологии создания и движения знаний в различных структурных единицах организации – логистики знаний).

— рационализм знания образуется исключительно посредствам разума

— эмпиризм знания образуется посредствам чувственного восприятия

Эпистемологический подход к управлению знаниями:

Ø Неформализованные знания

Неформализованные знания — личное и зависящее от ситуации и поэтому с трудом поддающиеся формализации и распространению.

Ø Формализованные знания (координируемое, знание может быть передано средствами формального систематического языка).

Онтологический подход предусматривает изучение процесса создания знания в организации по всем структурным уравням.

Чем отличаются открытия от изобретений?

Изобретение – это специфический продукт творческой мысли, который одновременно охватывает проблемы науки и техники.

Открытие — новое достижение, совершаемое в процессе научного познанияприроды и общества; установление неизвестных ранее, объективно существующих закономерностей, свойств и явлений материального мира.

изобретение — то, что раньше в природе не было, а человек придумал (изобретение паровоза).

открытие — то, что в природе существовало давно, но человек узнал только в результате познания этого явления (открытие электромагнетизма).

Чем отличается полезная модель от промышленного образца?

Полезная модель — устройство, отвечающее критериям новизны и промышленной применимости. Т.е. это техническое решения задачи. Полезная модель всегда является устройством, или частью устройства.

Срок действия патента на полезную модель: 10 лет, продление на 3 года.

Промышленный образец – это художественно-конструкторское решение изделия промышленного или кустарно-ремесленного производства, определяющего его внешний вид (т.е. новый и оригинальный внешний вид изделия).

Срок действия патента на промышленный образец: 15 лет, продление на 10 лет.

ВАРИАНТ 3

НТР и ее этапы.

НТР — коренной качественный переворот в производительных силах человечества, основанный на превращении науки в непосредственную производительную силу общества.

Первый этап начался в середине XX века и продолжился до 70-х годов. Основными направлениями этого этапа НТР стали атомная энергетика, электронно – вычислительная техника, ракетно – космическая техника, спутниковая связь, автоматизация (замкнутый цикл), появление новых материалов.

С 70-х годов начался второй этап научно – технической революции, продолжающийся до сих пор. Важной характеристикой второго этапа НТР стали новые технологии, которых не было в середине XX века. К ним относятся лазерная технология, биотехнология, микроэлектроника, создание «искусственного интеллекта», волоконно – оптическая связь, генная инженерия, исследования космоса и др. Важной характеристикой второго этапа НТР стала невиданная ранее информатизация общества на основе персональных компьютеров (появившихся в конце 70-х годов) и Всемирной системы общедоступных электронных сетей («Интернет»).

Что такое авторское право.

Авторское право – раздел гражданского права, регулирующий отношения, связанные с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства. АП распространяется как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме: письменной (рукопись, машинопись, нотная запись), устной (публичное произведение, исполнение), звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической), изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертёж, кино-, теле-, видео- или фотокадр), объёмно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение) и д.р.

Компьютеры обрабатывают не идеи и не материальные объекты, а их знаки

Об авторе: Владимир Васильевич Рыков – кандидат филологических наук, доцент Московского физико-технического института.

Самое большое мегалитическое сооружение – Стоунхендж, если к нему применить системный подход, выглядит уже не столь загадочно. Фото Pixabay

Знание имеет качественно другую природу по сравнению с информацией и требует построения принципиально новых систем его обработки. Родовой признак знания, отличающий его от информации, – способность к порождению нового знания. Информационная система не выдаст ни по какому запросу ни одного лишнего бита нового знания. Информационные процессы (ИП) происходят в мире знаков. Компьютеры обрабатывают не идеи и не материальные объекты, а их знаки.

Древнейшая из них – риторика

С середины ХХ века начала бурно развиваться информатика, которая резко повысила эффективность работы со знаковыми объектами. В последние годы все более часто стали применяться когнитивные модели (КМ) и технологии, которые имеют дело с так называемыми когнитивными объектами. Другими словами, они обрабатывают знание. С появлением соцсетей все большую значимость начинают играть модели и универсалии, основанные на науках о коммуникациях, и прежде всего на древнейшей из них – риторике.

Алгоритмы порождения нового знания были разработаны еще Аристотелем (силлогизмы). Увидеть эти модели может только тот, кто знаком с ними. Действительно, попав в лес, горожанин сумеет понять его жизнь из слышимых им звуков гораздо меньше, чем лесник или охотник.

Это заставляет более четко формулировать когнитивные модели, которые помогут лучше понимать происходящие процессы в современном информационном обществе.

Прежде всего требуется увидеть и осознать эти КМ. Начнем с модели, которая называется «бритва Оккама». Она гласит, что из многих моделей, объясняющих что-либо, истинной является самая простая.

Следует в самом начале определить еще одну базовую метамодель – в какой форме формализуются или выглядят закономерности в мире информатики. Ответ – в форме универсалий. Универсалия – это значит, что данная закономерность допускает исключения, оставаясь при этом верной. Пример универсалии: если прыгнуть из самолета с парашютом и он не раскроется, то парашютисту грозит смерть. Вопрос – опровергают ли эту универсалию достоверные сообщения о том, что каждый год десятки людей в таких случаях избегают смерти? Те, кто считает, что эта универсалия неправильная, будут ли прыгать без парашюта?

Читайте также:  Какой браузер блокирует рекламу

Мы живем в мире универсалий. Только в таких науках, как физика или математика, появление исключений вызывает революцию. Так, например, обнаружение фотоэффекта в конце XIX века вызвало революцию в классической физике и появление квантовой механики.

Это не значит, что в информатике универсалии не корректируются. Но отдельные исключения там не смертельны.

Другая базовая КМ – это системный подход, который часто сводится к определению, что такое система, и следующему за этим каскаду формул. Однако очень часто он эффективно работает и без формул. Достаточно рассмотреть, частью какой системы является проблемный объект.

Стоунхендж и системный подход

Сегодня, например, часто можно услышать про Стоунхендж. Это самый большой кромлех (мегалитическое сооружение, круговая композиция из вертикальных камней). Утверждается, что Стоунхендж построили предки британцев несколько тысяч лет назад, так как они очень интересовались астрономией. Понятно – в отличие от более примитивных жителей континентальной Европы. Попробуем применить и здесь наш системный подход.

Здесь мы снова используем наши две метамодели – «бритву Оккама» как поиск самого простого объяснения и еще одну метамодель – KBV (Knowledge Based Vision). Системный вопрос: в каком мире, в какой климатической системе жили доисторические земледельцы – обитатели Британских островов? Ответ: на широте Киева. И сверху на них падало примерно то же, что и на древних и современных киевлян. Но на британской земле из-за теплого океанического течения Гольфстрим последствия были совсем другие. Снег таял в течение суток. Дожди и снега из-за близости океана шли почти непрерывно день и ночь.

Все, о чем молили богов древние местные жители, – знать, когда наступит весна. Эту единственную дату, время весеннего солнцестояния, им и показывали кромлехи, которые были построены в каждой местности. Это еще раз проверили американские информатики, прокрутив координаты всех камней Стоунхенджа на компьютере.

Итак, наиболее сложным и нетривиальным системный подход выглядит там, где нет формул! Мы увидели разгадку кромлехов как универсалию, истинную в рамках модели «бритвы Оккама», используя для этого системный подход в рамках модели видения, управляемого знанием (KBV).

Феномен знакового мира

Такие результаты дает системный подход. Однако в современной информатике остается место и для других когнитивных моделей.

В каком мире происходят информационные процессы? Долгое время этот вопрос не был актуален. Информатики решали более практические задачи. Начнем с простого, как учит нас Оккам.

Посмотрим на школьника, играющего в компьютерную игру, вместо того чтобы делать уроки. Где происходят события этой игры? Классическая философия учит нас, что есть только два мира – материальный и идеальный. События игры, конечно же, происходят не во внешнем мире и тем более не в голове школьника – иначе ему не нужен был бы компьютер. Значит, они происходят в третьем мире – мире знаков, материализующихся, правда, на экране компьютера.

Феномен третьего, знакового мира был открыт Григорием Сковородой в конце XVIII века – во времена Екатерины II. Украинский философ использовал для открытия этого мира, конечно, не компьютерную игру, а Библию. Мир Библии – в мире знаков, ведь там говорится: «В начале было слово».

Но материализован этот мир в виде толстой книги. И опубликовано это открытие – что важно! – в одном из трактатов Сковороды. Но востребовано оно было лишь в середине XX века и переоткрыто американскими информатиками. Они так его и назвали – «третий мир».

Информация в мире универсалий

Семиотика, наука о знаках, традиционно делится на синтактику, семантику и прагматику. И здесь можно обнаружить много полезных универсалий и далее на их основе по-другому увидеть многие информационные процессы. Рассмотрим для примера машинный перевод (МП).

Пока что все системы МП строятся на базе синтактики. То есть они не знают семантики текстов, которые переводят. Простое английское предложение: I put my table on his table. Слово table имеет как минимум два перевода – «стол» и «таблица». Современной системе МП ничего не стоит разобрать синтактику этого предложения. Но какое из двух значений ставить в перевод? Получается четыре варианта. А сколько их будет после перевода последующих предложений? Тем не менее системы МП не всегда совершенно, но переводят.

Здесь мы видим еще одну важную универсалию: если очень нужно, то можно. Действительно, о МП начали мечтать еще в 60-е годы XX века, думая, что достаточно одолеть синтактику. Было придумано много усовершенствований, позволивших привести машинный перевод к приемлемому виду, – и он работает!

Обратимся к наиболее, казалось бы, гуманитарной науке – риторике. Ее законы были сформулированы еще более 2 тыс. лет назад, опять же Аристотелем. Какие универсалии риторики (или технологии) могли бы пригодиться в информатике? Начнем с простого – образа автора. Это совершенно не то, что есть автор. В коммуникации – а это мир знаков – люди общаются через свои образы, профили, аватары и т.д. И сейчас, особенно в соцсетях, можно наблюдать интересные закономерности, как ведут себя люди в зависимости от своего профиля. И наоборот – конструирование профиля человека по его текстам, лайкам и т.п. в Интернете оказалось важной задачей.

На основе вышеизложенного мы можем прийти к следующим выводам.

Информационные процессы происходят в мире знаков.

Строгие законы логики, математики, физики имеют непреходящее и неоспоримое значение. Но в знаковом мире, где реализуются ИП, действуют модели, имеющие свои отличительные особенности. Эти информационные процессы реализуются в мире универсалий, частью которых зачастую является человек и которые допускают исключения, не влияющие на их истинность.

В мире ИП эффективным и продуктивным является системный подход. Очень важно бывает понять и реализовать, в форме каких универсалий и других формализмов реализуется данный информационный процесс.

К проектированию, реализации и пониманию многих ИП применимы универсалии классической риторики – образ автора (участника ИП), методика изобретения по общим местам.

Для понимания и проектирования информационных процессов, происходящих в знаковом мире, следует сознательно применять законы семиотики – науки о знаках. То есть понимать и уметь формализовать их синтактику (состав, взаимосвязи – систему), семантику (значимость и функции их частей и целого ИП) и прагматику – доминанту и особенности их функционирования.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector