Все о тюнинге авто

Ввод и вывод данных в языке паскаль. Оператор ввода-вывода в Pascal. Описание некоторых стандартных типов данных и встроенные операции и функции, применимые к ним Как записывается оператор ввода

10. Операторы ввода и вывода

Рассмотрим организациюввода и вывода данных с терминального уст-

ройства. Терминальное устройство - это устройство, с которым работает

пользователь, обычно это экран (дисплей) и клавиатура.

Для ввода и вывода данных используются стандартные процедуры ввода

и вывода Read и Write, оперирующие стандартными последовательными файлами

INPUT и OUTPUT.

Эти файлы разбиваются на строки переменной длины,отделяемые друг

от друга признаком конца строки.Конец строки задается нажатием кла-

Для ввода исходных данных используются операторы процедур ввода:

Read(A1,A2,...AK);

ReadLn(A1,A2,...AK);

Первый из них реализует чтение К значений исходных данных иприс-

ваивание этих значений переменным А1,А2,...,АК. Второй оператор

реализует чтение К значений исходных данных, пропуск остальных значе-

ний до начала следующей строки, присваивание считанных значений пере-

менным А1,А2, ..., АК. Третий оператор реализует пропуск строки ис-

ходных данных.

При вводе исходных данныхпроисходитпреобразованиеизвнешней

формы представления во внутреннюю, определяемую типом переменных. Пе-

ременные, образующиесписок ввода, могут принадлежать либо к целому,

либо кдействительному,либо к символьному типам. Чтение исходных

данных логического типа в языке ПАСКАЛЬ недопустимо.

Операторы вводапри чтении значений переменных целого и

действительного типа пропускает пробелы,предшествующие числу.В то

же время эти операторы не пропускают пробелов,предшествующих значе-

ниям символьных переменных,так как пробелыявляютсяравноправными

символами строк. Пример записи операторов ввода:

var rV, rS: Real;

iW, iJ: Integer;

................

Read(rV, rS, iW, iJ);

Значения исходных данных могут отделяться друг от другапробелами

и нажатием клавиш табуляции и Enter.

Для вывода результатов работы программы на экран используются

операторы:

Write(A1,A2,...AK);

WriteLn(A1,A2,...AK);

Первый из этих операторов реализует вывод значений переменныхА1,

А2,...,АК встроку экрана.Второй оператор реализует вывод

значений переменных А1,А2,...,АК и переход кначалуследующей

строки. Третийоператор реализует пропуск строки и переход к началу

следующей строки.

Переменные, составляющие список вывода, могут относиться к целому,

действительному, символьному или булевскому типам. В качестве элемен-

та списка вывода кроме имен переменных могут использоваться выражения

и строки.

Вывод каждогозначения в строку экрана происходит в соот-

ветствии с шириной поля вывода,определяемой конкретнойреализацией

Форма представления значений в поле вывода соответствует типупе-

ременных и выражений:величины целого типа выводятся как целые деся-

тичные числа,действительного типа - какдействительныедесятичные

числа с десятичным порядком,символьного типа и строки - в виде сим-

волов, логического типа - в виде логических констант TRUE и FALSE.

Оператор выводапозволяетзадатьширину поля вывода для каждого

элемента списка вывода.В этом случае

элемент списка вывода имеет вид А:К, где

А - выражение или строка,К - выражение либо константа целоготипа.

Если выводимое значение занимает в поле вывода меньше позиций, чем К,

то перед этим значением располагаются пробелы.Если выводимое значе-

ние не помещается в ширину поля К,то для этого значения будет отве-

дено необходимое количество позиций. Для величин действительного типа

элемент списка вывода может иметь вид А:К:М, где А - переменная или выраже-

ние действительного типа,К - ширина поля вывода,М-числоцифр

дробной частивыводимого значения.К и М - выражения или константы

целого типа.В этом случае действительные значения выводятся в форме

десятичного числа с фиксированной точкой.

Пример записи операторов вывода:

. . . . . . . . . . . .

var rA, rB: Real;iP,iQ:Integer;

bR, bS: Boolean;chT, chV, chU, chW: Char;

. . . . . . . . . . . .

WriteLn(rA, rB:10:2);

WriteLn(iP, iQ:8);

WriteLn(bR, bS:8);

Конспект открытого урока в 8 классе «Линейные программы на языке Паскаль»(операторы ввода и вывода)

Тема урока: «Линейные программы на языке Паскаль» (операторы ввода и вывода)

Цель урока: изучить основных операторов языка программирования Pascal, синтаксис, семантику, а также научить учащихся использованию данных операторов при решении задач.

Задачи урока:

  • образовательные:
  • усвоение учащимися операторов и области его применения;
  • формирование умений и навыков записи операторов на языке программирования Pascal;
  • выработка навыков составления программ, реализующих линейные алгоритмы при решении задач;
  • развивающие :
  • развитие логического и алгоритмического мышления учащихся;
  • развитие у учащихся познавательной активности;
  • развитие памяти и внимания;
  • развитие коммуникационной компетентности у учащихся;
  • формирование у учащихся компьютерной грамотности и потребности в приобретении знаний;
  • воспитательные :
  • привитие учащимся навыков самостоятельной работы;
  • воспитание бережного отношения к компьютерной технике;
  • воспитание толерантности.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Формы и методы обучения: словесный, наглядный, практический, проблемный – фронтальный опрос, работа на компьютере.

Общее время: 45 минут.

Место проведения урока: кабинет информатики.

Оснащение урока: компьютерная презентация «Основные операторы языка Паскаль», мультимедийный проектор, интерактивный учебный курс «Основы программирования на Turbo Pascal» издательского дома «Равновесие», компьютеры с инсталлированным на них пакетом Turbo Pascal, колонки, дидактический раздаточный материал.

План урока

  1. Оргмомент – 1 мин.
  2. Вводное слово – 1 мин.
  3. Актуализация знаний и умений учащихся – 8 мин.
  4. Изучение нового материала – 15 мин.
  5. Закрепление изученного материала Работа на компьютерах – 15 мин.
  6. Заключение – 3 мин.
  7. Задание на дом – 2 мин.

Ход урока

1. Беседа с дежурным. Здравствуйте.

Кто сегодня дежурный? Кто из учащихся отсутствует на уроке?

2. Вводное слово. Сегодня на уроке мы познакомимся с основными операторами языка программирования Паскаль. В каких случаях применяются данные операторы, и каков формат записи этих операторов вы узнаете на сегодняшнем уроке.

3. Актуализация знаний и умений учащихся. Актуализация знаний и умений учащихся осуществляется во время фронтального опроса, в ходе, которого им предстоит ответить на следующие вопросы:

  1. Дайте определение линейного алгоритма.
  2. Структура линейного алгоритма.
  3. Приведите примеры линейных алгоритмов.
  4. Запишите формат заголовка программы.

4. Изучение нового материала.

Учащимся предлагается прослушать интерактивный учебный курс «Основы программирования на Turbo Pascal» – Введение в Turbo Pascal\Операторы ввода и вывода информации», составить опорный конспект – записать формат и блок-схему в тетрадь и ответить на вопросы:

  1. В каких случаях используется оператор Read а в каких Readln?
  2. Чем отличаются операторы Write и Writeln?
  3. Основные процедуры и функции модуля CRT.

Принцип выполнения операторов и примеры решения некоторых задач.

Начинаем с рассмотрения примера программы:

Найти сумму и произведение 3 введенных с клавиатуры целых чисел.

Программа будет иметь вид:

Program summa (input, output);

Var a,b,c,s,p:integer;

Begin

Write(‘введите 3 целых чисел’);

Readln(a,b,c);

S:=a+b+c; P:=a*b*c;

Writeln(‘сумма введенных чисел равна’,s);

Writeln(‘произведение введенных чисел равно’,p);

End.

Обращаем внимание учащихся на различную форму записи процедуры вывода и излагаем материал.

Ввод данных осуществляется с помощью процедур read и readln ;

Формат записи :

Read(имена переменных); read(а,b,c);

При использовании данной процедуры после ввода значений переменных курсор остается в той же строке, то есть следующий ввод или вывод начинается в той же строке.

Readln(имена переменных); readln(a,b,c);

При использовании данной процедуры после ввода данных курсор переходит на новую строку и следующий ввод или вывод будет осуществляться с новой строки.

Вывод осуществляется с помощью процедур write, writeln.

Формат записи:

Write(‘текст’, имена переменных:m:n);

writeln(‘текст’, имена переменных:m:n);

Эти процедуры работают так же, как и процедуры ввода.

Параметры m и n определяют формат вывода. Для переменных целого типа указывается лищь параметр m, для переменных вещественного типа – могут бать указаны оба параметра, в зависимости от нужного формата вывода, для символьных, строковых только m.

Затем переходим к изучению процедур и функций, имеющихся в модуле CRT .

Даем учащимся основные процедуры и функции модуля.

Процедуры:

Clrscr (clear screen) – гашение экрана(очистка окна вывода).

Gotoxy(m,n) – установка курсора в позицию m строки n.

Trxtbackground(c) – установка цвета фона; с – константа, определяющая цвет(цифра от 0 до 7).

Textcolor(c) – установка цвета шрифта; с может принимать значения от 0 до 7.

Deline – удаление строки, в которой находится курсор. Все строки ниже удаленной сдвигаются на одну строку вверх.

Insline – добавление пустоц строки в позицию курсора, все строки за курсором сдвигаются на строку вниз.

Delay(n) – приостановка выполнения программы на n миллисекунд.

Sound(n) – запуск звукогенератора с частотой тона n Гц.

Nosound – отключение звукового сигнала.

Функции :

Keypressed – значение функции может принимать два значения: true или false. Значение true, если в буфере обмена нет ни одного символа, и false – в противном случае.

Readkey – ввод символов с клавиатуры, без отображения их на экране.

Объяснение применения этих процедур и функций будет кратким. Учащиеся должны усвоить в данном случае только то, какие процедуры и функции есть, каков их формат и для чего они служат. Более полное знакомство с ними будет во время лабораторной работы.

5. Закрепление изученного материала. Работа на компьютерах Для закрепления изученного материала учащимся предлагается выполнить лабораторную работу.

Суть работы состоит в том, что учащиеся загружают в редактор системы указанные учителем файлы и, выполняя указания программы, анализируя ее содержание, усваивают, как работают те или иные процедуры.

Задачи, которые учащиеся выполняют на этом этапе:

Задача 1

Program perim;

Uses crt;

Var a,b,c,d,p:real;

Begin

Writeln(‘Введите значения длин сторон трапеции a,b,c,d’);

Readln(a,b,c,d);

P:=a+b+c+d;

Writeln(‘периметр=’,p);

Writeln(‘для возврата в редактор нажмите любую клавишу’);

Repeat until keypressrd;

End.

Просмотреть текст программы и выяснить, что оно делает;

Запустить программу на исполнение;

Внимательно посмотреть на результат вывода;

Выйти в редактор и:

После begin вставить процедуру gotoxy(25,5);

В процедуре writeln, выводящий на экране значение периметра, изменить запись p на p:7:2;

Запустить на исполнение и выяснить, что изменилось в роботе программы.

Задача 2

Program dvij;

Uses crt,graph;

Var i,j,x:integer;

Begin

i:=detect; initgraph(i,j,’ ‘); sound (400);

for x:=0 to 640 do

begin

setcolor(5); circle(x,100,5); delay(300); setcolor(0);

end;

nosound

end.

Запустить на исполнение;

Пронаблюдать исполнение;

После возвращения в редактор изменить значение параметра в процедуре sound с 400 на 800, значение параметра в процедуре delay с 300 на 1000;

Вновь запустить программу;

Проанализировать, как повлияли изменения на работу программы.

Если класс быстро справится с заданиями, можно дать возможность ребятам поэкспериментировать с этими программами.

6. Заключение. Подводятся итоги уроки, анализируется и оценивается работа каждого ученика.

Рефлексия:
- Было ли вам комфортно сегодня на уроке?
- Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
- С какими именно трудностями вы столкнулись?
- Какие задания показались вам простыми?

7. Задание на дом.

  1. Выучить опорный конспект.
  2. Найти стоимость заданного количества ткани. Цена и количество вводятся с клавиатуры. Составьте блок-схему и программу решения задачи.
  3. Заданы значения переменных a=12; b=5. Каковы будут значения этих переменных после выполнения следующего фрагмента программы:

а) a:=b; b:=a; c:= a+b;

b) f:=y; y:=x; x:=f; c:=a+b.


Если вы помните, при рассмотрении примера работы оператора присваивания мы столкнулись с необходимостью узнать результат выполнения программы. Мы разобрались с тем, как информацию сохранять (в переменных), как обрабатывать (с использованием выражений), но два фундаментальнейших информационных процесса остались вне нашего внимания: получение информации и передача ее во внешний по отношению к компьютеру мир. Пока наши программы могут использовать лишь информацию, которая находится непосредственно в тексте программы. Узнать, какие значения в данный момент имеют переменные, также не представлялось возможным. Программирование в таких условиях теряет смысл.

Взаимодействие устройств обработки и хранения информации с внешней средой (хотя бы с пользователем) является совершенно необходимым. За такой интерфейс в языке Паскаль отвечают операторы ввода-вывода информации. Эти инструкции позволяют ввести аргументы, параметры расчетов во время выполнения программы (а не на этапе ее написания), осуществить вывод рассчитанных данных в понятном человеку виде.

Сначала операторы ввода (форматы операторов):

Read(<Список ввода>);

Readln(<Список ввода>);

В таком формате эти команды позволяют вводить данные в переменные во время выполнения программы с клавиатуры. Элементами списка ввода могут быть имена переменных, которые должны быть заполнены значениями, введенными с клавиатуры.

Выполнение операторов ввода происходит так: ход программы приостанавливается, на экран выводится курсор, компьютер ожидает от пользователя набора данных для переменных, имена которых указаны в списке ввода. Пользователь с клавиатуры вводит необходимые значения в том порядке, в котором они требуются списком ввода, нажимает Enter. После этого набранные данные попадают в соответствующие им переменные и выполнение программы продолжается.

Примечание: данные при вводе разделяются пробелами.

Разница между работой процедур Read и Readln (от Read line) состоит в следующем: после выполнения Read значение следующего данного считывается с этой же строчки, а после выполнения Readln - с новой строки.

Для вывода информации в Паскале также есть две команды:

Write(<Список вывода>);

Writeln(<Список вывода>);

Такой формат использования Write и Writeln позволяет выводить на экран монитора данные из списка вывода. Элементами списка вывода могут являться имена переменных, выражения, константы. Прежде чем вывести на экран компьютер значения выражений сначала вычислит. Элементы списка, также как и в операторах ввода, разделяются запятыми.

Различие между двумя операторами вывода таково: после выполнения оператора Writeln (от Write line) происходит переход на новую строчку, а после выполнения инструкции Write, переход на новую строчку не происходит и печать по последующим командам вывода Write или Writeln будет происходить на той же строчке. При вызове оператора Writeln без параметров просто происходит переход на новую строчку.

Приведем пример использования операторов ввода и вывода:

Program Inteface;

Write("Введите радиус круга "); {Печать на экране просьбы о вводе}

Readln(R); {Ввод значения в переменную R с клавиатуры}

S:=4*ARCTAN(1)*SQR(R); {Вычисление площади круга (pR2)}

Writeln("Площадь круга радиусом ",R," равна ",S)

Эта программа запрашивает у пользователя значение радиуса круга, обеспечивает возможность ввести его значение, рассчитывает и выводит на экран величину площади круга с таким радиусом. Таким образом, появляется возможность, не внося изменений в текст программы, вводить различные значения радиуса и получать, соответствующие им значения площади круга. Для этого достаточно несколько раз запустить программу. Также эта программа демонстрирует следующее правило: выдача результатов должна быть прокомментирована так, чтобы был ясен смысл напечатанных чисел. Действительно, ведь можно было бы ограничиться Writeln(S), но значение выведенного программой числа в этом случае было бы ясно только тому, кто эту программу написал.

ОПЕРАТОРЫ ВВОДА И ВЫВОДА

Рассмотрим организацию ввода и вывода данных с терминального уст> ройства. Терминальное устройство - это устройство, с которым работает пользователь, обычно это экран (дисплей) и клавиатура. Для ввода и вывода данных используются стандартные процедуры ввода и вывода Read и Write, оперирующие стандартными последовательными файлами INPUT и OUTPUT.

Эти файлы разбиваются на строки переменной длины, отделяемые друг от друга признаком конца строки. Конец строки задается нажатием кла виши ENTER.

Для ввода исходных данных используются операторы процедур ввода:

Read(A1,A2,...AK);

ReadLn(A1,A2,...AK);

Первый из них реализует чтение К значений исходных данных и прис ваивание этих значений переменным А1, А2, ..., АК. Второй оператор реализует чтение К значений исходных данных, пропуск остальных значе ний до начала следующей строки, присваивание считанных значений пере менным А1, А2, ..., АК. Третий оператор реализует пропуск строки ис ходных данных.

При вводе исходных данных происходит преобразование из внешней формы представления во внутреннюю, определяемую типом переменных. Пе ременные, образующие список ввода, могут принадлежать либо к целому либо к действительному, либо к символьному типам. Чтение исходных данных логического типа в языке ПАСКАЛЬ недопустимо.

Операторы ввода при чтении значений переменных целого и действительного типа пропускает пробелы, предшествующие числу. В то же время эти операторы не пропускают пробелов, предшествующих значе ниям символьных переменных, так как пробелы являются равноправными символами строк. Пример записи операторов ввода:

var rV, rS: Real;

iW, iJ: Integer;

................

Read(rV, rS, iW, iJ);

Значения исходных данных могут отделяться друг от друга пробелами и нажатием клавиш табуляции и Enter.

Для вывода результатов работы программы на экран используются операторы:

Write(A1,A2,...AK);

WriteLn(A1,A2,...AK);

Первый из этих операторов реализует вывод значений переменных А1, А2,...,АК в строку экрана. Второй оператор реализует вывод значений переменных А1, А2, ..., АК и переход к началу следующей строки. Третий оператор реализует пропуск строки и переход к началу следующей строки.

Переменные, составляющие список вывода, могут относиться к целому, действительному, символьному или булевскому типам. В качестве элемен- та списка вывода кроме имен переменных могут использоваться выражения и строки.

Вывод каждого значения в строку экрана происходит в соот ветствии с шириной поля вывода, определяемой конкретной реализацией языка.

Форма представления значений в поле вывода соответствует типу пе ременных и выражений: величины целого типа выводятся как целые деся тичные числа, действительного типа - как действительные десятичные числа с десятичным порядком, символьного типа и строки - в виде сим волов, логического типа - в виде логических констант TRUE и FALSE.

Оператор вывода позволяет задать ширину поля вывода для каждого элемента списка вывода. В этом случае элемент списка вывода имеет вид А:К, где А - выражение или строка, К - выражение либо константа целого типа. Если выводимое значение занимает в поле вывода меньше позиций, чем К, то перед этим значением располагаются пробелы. Если выводимое значе ние не помещается в ширину поля К, то для этого значения будет отве дено необходимое количество позиций. Для величин действительного типа элемент списка вывода может иметь вид А:К:М, где А - переменная или выраже ние действительного типа, К - ширина поля вывода, М - число цифр дробной части выводимого значения. К и М - выражения или константы целого типа. В этом случае действительные значения выводятся в форме десятичного числа с фиксированной точкой. Пример записи операторов вывода:

. . . . . . . . . . . .

var rA, rB: Real; iP,iQ:Integer;

bR, bS: Boolean; chT, chV, chU, chW: Char;

. . . . . . . . . . . .

WriteLn(rA, rB:10:2);

WriteLn(iP, iQ:8);

WriteLn(bR, bS:8);

WriteLn(chT, chV, chU, chW);

Метки. Оператор безусловного перехода .

Каждый дом на улице имеет свой номер, все люди имеют собственные имена, даже ячейки памяти компьютера имеют каждая свой адрес. Все это принято для того, чтобы иметь возможность однозначно указать на определяемый объект. Точно также, для указания на операторы в программах применяются метки.

Метка в стандарте языка Паскаль представляет собой целое неотрицательное число. Все используемые в программе метки должны быть перечислены в разделе описания меток, начинающемся служебным словом Label, например:

Одной меткой можно пометить только один оператор. Метка от помеченного оператора отделяется двоеточием.

6: Writeln(14/2);

Во всех приведенных ранее программах операторы выполнялись один за другим в том порядке, в котором они были записаны в тексте. Такая алгоритмическая структура называется прямым следованием. Однако, в языке Паскаль изначально существует оператор, нарушающий прямолинейное выполнение программы, передающий управление в произвольную ее точку. Такая инструкция называется безусловным переходом и имеет такой формат:

Goto <метка>;

Оператор, к которому происходит переход должен быть помечен данной меткой.

Использовать оператор безусловного перехода следует крайне осторожно во избежание получения ошибочных результатов или полного "зацикливания" программы. Вообще, употребление данной команды среди программистов считается дурным тоном. Как вы убедитесь, всегда существует возможность обойтись без него.

ЭЛЕМЕНТЫ СТРУКТУРНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ

Структуризованная программа (или подпрограмма) - это программа, составленная из фиксированного множества базовых конструкций. Расс- мотрим основные определения и способы образования этих конструкций в схемах алгоритмов.

Из операций, развилок и слияний строятся базовые конструкции: сле дование, ветвление, цикл. Применяя только эти три конструкции, можно реализовать алгоритм решения любой задачи.

Конструкция, представляющая собой последовательное выполнение двух или более операций, называется следованием.

Конструкция, состоящая из развилки, двух операций и слияния, назы вается ветвлением. Одна из операций может отсутствовать.

Конструкция, имеющая линии управления, ведущие к предидущим опера циям или развилкам, называется циклом.

Конструкции следование, ветвление и цикл можно представить как операции, так как они имеют единственный вход и единственный выход. Произвольную последовательность операций можно представить как одну операцию.

Операция может быть реализована любым оператором языка ПАСКАЛЬ (простым или составным), либо группой операторов, за исключением опе ратора перехода GOTO.

В языке ПАСКАЛЬ количество базовых конструкций увеличено до шести, это:

Следование;

Ветвление;

Цикл с предусловием;

Цикл с постусловием;

Цикл с параметром;

Условный оператор

Одной из основных алгоритмических структур является ветвление (альтернатива).

Если условие выполняется, то будет выполнена инструкция "1", если нет, то - инструкция "2". Несмотря на то, что в схеме присутствуют два действия, выполнено будет только одно, так как условие либо ложно, либо истинно. Третьего не дано. Такая схема позволяет решать задачи, в которых в зависимости от сложившихся обстоятельств требуется совершить то или иное действие. Нет никакого сомнения, что число задач такого рода огромно. Более того, очень сложно придумать реально значимое задание, алгоритм выполнения которого содержал бы в себе простое прямое следование команд. Даже примитивный пример, взятый из курса математики, как вы увидите, не может быть решен без использования ветвления. Итак, необходимо вычислить значение выражения y=1/x. Вам известно, что данная функция не всегда имеет значение, то есть не для всех значений аргумента существует значение результата. Наша задача так составить алгоритм, чтобы исполнитель ни в коем случае не встал в тупик, даже при получении нуля в качестве аргумента. Сформулировать это на естественном языке не трудно:

1. Получить значение x.

2. Если x=0, то сообщить, что выражение значения не имеет, иначе - вычислить y как 1/x.

Таким образом используется приведенная выше алгоритмическая структура. Она может быть выражена простыми словами:

Если <усл.> {Если выполняется условие}

то <действие 1> {то выполнить действие № 1 }

иначе <действие 2> {иначе - выполнить действие № 2 }

Как это записать на Паскале? Да точно так же, только по-английски.

Формат условного оператора на языке Паскаль:

If <условие>

Then <оператор 1>

Else <оператор 2>;

Обратите внимание на то, что в Then- и Else- части стоит только один оператор. Но что делать, чтобы решить задачу, в которой по выполнению или невыполнению условия нужно совершить не одно, а несколько действий? Здесь приходит на помощь уже известный вам составной оператор. В операторные скобки можно заключить любое количество операторов.

Вариант условного оператора в этом случае:

If <условие>

Then Begin <группа операторов 1> end

Else Begin < группа операторов 2> end;

Знак "точка с запятой" не ставится перед служебным словом Else, но операторы в группах, естественно, отделяются друг от друга этим знаком.

Теперь поговорим об условиях. В программах на языке Паскаль условия представляют собой выражения, значением которых является величина логического (Boolean) типа. Это может быть как просто переменная указанного типа, так и сложная последовательность высказываний, связанных логическими операциями.

В простых условиях могут применяться знаки операций сравнения: >(больше), <(меньше), =(равно), <>(не равно), >=(больше или равно), <=(меньше или равно).

Примеры простых условий: A=5 {Значение переменной А равно 5}

(C+D3)>=(D1*(45-2)) {Значение выражения в левой части больше либо равно значению выражения из правой части}

S<>"ABC" {Значение переменной S не равно строковой константе "ABC"}

Приведем пример решения еще одной задачи: "Из двух чисел выбрать наибольшее".

На первый взгляд решение очевидно, но оно не столь тривиально, как кажется.

Program Example;

Var A,B,C: Real; {A,B - для хранения аргументов, C - результат}

Writeln("Введите два числа");

Readln(A,B); {Вводим аргументы с клавиатуры}

If A>B Then C:=A Else C:=B; {Если A>B, то результат - A, иначе результат - B}

Writeln(C); {Выводим результат на экран}

Еще один классический пример: "По заданным коэффициентам решить квадратное уравнение". Эта задача сложнее, поэтому перед тем как писать программу составим алгоритм, записав его в виде блок-схемы.Сначала вводим коэффициенты, затем вычисляем дискриминант. Теперь возникает две возможности: либо отсутствие действительных корней в случае отрицательного дискриминанта, либо эти корни можно все-таки вычислить и вывести на экран в случае неотрицательного дискриминанта (случай равенства дискриминанта нулю входит сюда же, корней - два, только они одинаковые J).

При записи алгоритма на языке программирования следует учесть, что в ветви "нет" не одно действие, а три, поэтому следует применить составной оператор. Арифметические выражения не забывайте записывать в соответствии с правилами языка Паскаль. В остальном, эта программа не сложнее предыдущей.

Var A, B, C, D, X1, X2: Real;

Writeln ("Введите коэффициенты квадратного уравнения");

If D<0 Then Writeln ("Корней нет! ")

X1:=(-B+SQRT(D))/2/A;

X2:=(-B-SQRT(D))/2/A;

Интересно, что в качестве оператора, который выполняется по выполнению или невыполнению условия, может выступать условный же оператор. В этом случае говорят о вложенности условных операторов. Я настоятельно рекомендую при решении такого рода задач составлять блок-схему алгоритма в тетради. Только потом, при составлении программы, вам остается лишь аккуратно прописывать сначала всю Then- часть, а затем переходить к Else- части. Обычно при записи условных операторов на языке Паскаль (особенно при множественных ветвлениях) команды записывают уступом вправо и вниз. Это повышает наглядность, и, поверьте, снижает потери времени на отладку.

Для иллюстрации решим еще одну задачу: "решить уравнение вида A*x^2 + B*x + C = 0". Прошу не путать с квадратным уравнением, для которого нам было известно, что коэффициент А не равен нулю. Здесь же коэффициенты могут быть любыми числами. Исходя из элементарных математических рассуждений, получаем следующий алгоритм:

Var A, B, C, D, X, X1, X2: Real;

Writeln ("Введите коэффициенты уравнения (A, B, C) ");

If C=0 Then Writeln("X - любое число")

Else Writeln("Корней нет! ")

Else Begin X:=-C/B; Writeln("X=",X:8:3) End

If D<0 Then Writeln ("Корней нет! ")

X1:=(-B+SQRT(D))/2/A;

X2:=(-B-SQRT(D))/2/A;

Writeln ("X1=", X1:8:3, " X2=",X2:8:3)

Цикл. Виды Циклов.

Циклом называется многократное повторение однотипных действий. Телом же цикла будем называть те самые действия, которые нужно многократно повторять.

Как вы понимаете, повторять одни и те же действия можно и при помощи оператора безусловного перехода. Если записать эти действия в программе одно за другим, а в конце поставить оператор перехода к началу этого блока. Однако таким образом можно получить только программу, которая работает вечно (зацикливается). Этого можно избежать, используя совместно с оператором перехода условный оператор, поставив выполнение перехода в зависимость от выполнения некого условия. Таким образом, мы получим структуру условного перехода и возможность организации конечного цикла. Вообще говоря, так мы можем решить практически любую задачу, требующую реализации циклического алгоритма. Конечно же, при помощи одного только топора можно построить дом. Поставим перед собой вопросы: "А будет ли этот дом красив? Сколько времени и сил можно сэкономить, используя всевозможные специальные инструменты?". Для чего? - Для удобства, краткости, простоты чтения программы и, не побоюсь этого слова, красоты. Итак, существует три вида цикла, имеющих собственные операторы на языке Паскаль для их записи. Эти виды имеют собственные условные названия: "Пока", "До", "С параметром". Друг от друга они несколько отличаются и используются каждый для своего класса задач

Цикл "ПОКА"

Группа операторов, называемая "телом цикла", судя по этой схеме, будет выполняться пока истинно условие цикла. Выход из цикла произойдет, когда условие перестанет выполняться.

Если условие ложно изначально, то тело цикла не будет выполнено ни разу. Если условие изначально истинно и в теле цикла нет действий, влияющих на истинность этого условия, то тело цикла будет выполняться бесконечное количество раз. Такая ситуация называется "зацикливанием". Прервать зациклившуюся программу может либо оператор (нажав Ctrl+C), либо аварийный останов самой программы, в случае переполнения переменной, деления на ноль и т.п., поэтому использовать структуру цикла следует с осторожностью, хорошо понимая, что многократное выполнение должно когда-нибудь заканчиваться.

На языке Pascal структура цикла "Пока" записывается следующим образом:

While <условие> Do <оператор>;

Правда, лаконично? По-русски можно прочитать так: "Пока истинно условие, выполнять оператор". Здесь, так же как в формате условного оператора, подразумевается выполнение только одного оператора. Если необходимо выполнить несколько действий, то может быть использован составной оператор. Тогда формат оператора принимает такой вид:

While <условие> Do

<оператор #1>;

<оператор #2>;

<оператор #3>;

Цикл "ДО"

Этот вид цикла отличается от предыдущего в основном тем, что проверка условия повторения тела цикла находится не перед ним, а после. Поэтому цикл "До" называют циклом "с постусловием", а "Пока" - "с предусловием".

Обратите также внимание на то, что новая итерация (повторное выполнение тела цикла) происходит не тогда, когда условие справедливо, а как раз тогда, когда оно ложно. Поэтому цикл и получил свое название (выполнять тело цикла до выполнения соответствующего условия).

Взаимодействие программы с внешней средой (пользователем, другими программами, хранимыми данными) является совершенно необходимым. За такой интерфейс в языках программирования отвечают операторы ввода-вывода информации. Эти инструкции позволяют ввести в программу данные во время выполнения программы (а не на этапе ее написания) и осуществить вывод рассчитанных данных в понятном человеку виде.

Эти команды позволяют вводить данные в одиночные переменные или в несколько переменных сразу во время выполнения программы с клавиатуры. Элементами списка ввода могут быть имена переменных, которые должны быть заполнены значениями, введенными с клавиатуры.

Выполнение операторов ввода происходит так: ход программы приостанавливается, на экран выводится курсор, компьютер ожидает от пользователя набора данных для переменных, имена которых указаны в списке ввода. Пользователь с клавиатуры вводит необходимые знамения в том порядке, в котором они требуются списком ввода, нажимает Enter . После этого набранные данные попадают в соответствующие им переменные и выполнение программы продолжается. Данные при вводе разделяются пробелами.

При вводе исходных данных происходит преобразование из внешней формы представления во внутреннюю, определяемую типом переменных. Переменные, образующие список ввода, могут принадлежать либо к целому, либо к действительному, либо к символьному типам. Чтение исходных данных логического типа недопустимо.

Разница между работой оператора Read и Readln в Паскале состоит в следующем: после выполнения Read значение следующего данного считывается с этой же строчки, а после выполнения Readln — с новой строки.

Эти операторы позволяют выводить на экран монитора данные из списка вывода. Элементами списка вывода могут являться имена переменных, выражения, константы. Прежде чем вывести на экран значения выражений, компьютер сначала их вычислит. Элементы списка, также как и в операторах ввода, разделяются запятыми.

Различие между двумя операторами вывода в Паскале таково: после выполнения оператора Writeln (от Write line) происходит переход па новую строчку, а после выполнения инструкции Write переход на новую строчку не происходит и печать по последующим командам вывода Write или Writeln будет происходить на той же строчке. При вызове оператора Writeln без параметров просто происходит переход па новую строчку.

В Бейсике каждый новый оператор PRINT выводит значения в новую строку.

Переменные, составляющие список вывода, могут относиться к целому, действительному, символьному или булевскому типам. В качестве элемента списка вывода кроме имен переменных могут использоваться выражения и строки.

Вывод каждого значения в строку экрана происходит в соответствии с шириной поля вывода, определяемой конкретной реализацией языка.

Форма представления значений в поле вывода соответствует типу переменных и выражений: величины целого типа выводятся как целые десятичные числа, действительного типа - как действительные десятичные числа с десятичным порядком, символьного типа и строки - в виде символов, логического типа — в виде логических констант TRUE и FALSE.

Рассмотри процедуру чтения информации из файла на Паскале.

Для начала необходимо объявить файловую переменную. Файловые переменные имеют специфическое применение. Над ними нельзя выполнять никаких операций (присваивать значение, сравнивать и т. д.). Их можно использовать лишь для выполнения операций с файлами (чтение, запись и т. д.).

Перед тем как осуществлять ввод-вывод, файловая переменная должна быть связана с конкретным внешним файлом при помощи процедуры Assign .

Assign(<Имя файловой переменной>,<Имя файла>);

Имя файла задастся либо строковой константой, либо через переменную тина String. Имя файла должно соответствовать правилам работающей в данный момент операционной системы. Если строка имени пустая, то связь файловой переменной осуществляется со стандартным устройством ввода-вывода (как правило - с консолью).

После этого файл должен быть открыт одной из процедур:

Reset(<Имя файловой переменной>);

Открывается существующий файл для чтения, указатель текущей компоненты файла настраивается на начало файла. Если физического файла, соответствующего файловой переменной, не существует, то возникает ситуация ошибки ввода-вывода.

Rewrite(<Имя файловой переменной>);

Открывается новый пустой файл для записи, ему присваивается имя, заданное процедурой Assign . Если файл с таким именем уже существует, то он уничтожается. После работы с файлом он, как правило, должен быть закрыт процедурой Close .

Close(<Имя файловой переменной>);

Это требование обязательно должно соблюдаться для файла, в который производилась запись.

Как организован ввод-вывод данных с терминального устройства? Для начала (кто не знает), определим терминальное устройство. Терминальное устройство - это клавиатура, дисплей, т.е. то, с чем пользователь обычно работает. Какие существуют операторы ввода вывода Паскаль ?

Ввод данных Паскаль:

Как ввести данные в Паскале? Очень легко и просто! Ввод исходных данных в Паскале осуществляется процедурой readln:

readln(b1,b2,…,bk)

В этом примере процедура readln осуществляет чтение k значений исходных данных и присваивает эти значения переменным b1, b2,…, bk с переходом на новую строку (похожая процедура read отличается от readln отсутствием перехода на следующую строку). Когда мы вводим данные в Паскале, происходит своеобразное преобразование внешней формы во внутреннюю, которую определяет тип переменных.

Переменные, входящие в состав списка ввода, могут относиться к разным типам: целому, действительному, символьному. Однако чтение логических данных не допускается в Паскале. Исходные данные (т.е. их значения) отделяются друг от друга нажатием клавиши Enter и Tab, пробелами (при вводе данных недопустимо разделять числа запятыми).

Вывод данных Паскаль:

Теперь расскажем о выводе данных в Паскале. Чтобы вывести на экран результат работы вашей программы, обычно пользуются двумя процедурами:

write(b1,b2,…bk) — осуществляет вывод значений переменных b1, b2,…, bk в строку экрана.

writeln(b1,b2,…, bk) - производит как вывод данных на экран, так и переход к началу следующей строки.

Процедура writeln может использоваться без параметров, тогда просто производится пропуск исходной строки и переход к началу следующей. В списке вывода переменные могут иметь нескольких типов: целый, действительный, символьный или булевский. К элементам списка вывода относятся еще выражения и строки. Форма представления значений в поле вывода соответствует типу переменных и выражений:

  • целочисленные величины выводятся как целые десятичные числа,
  • величины действительного типа представляются как действительные десятичные числа с десятичным порядком,
  • величины символьного типа и строки выводятся в виде символов,
  • величины логического типа - в виде true и false (логические константы).

Оператор вывода создает возможность задать ширину поля вывода для каждого элемента списка вывода, которые будут иметь вид: А:К, где А - строка или выражение, К - выражение либо целочисленная константа. Возникают две ситуации при этом:

  1. В случае, когда выводимое значение занимает в поле вывода меньше позиций, чем К, перед ним устанавливаются пробелы.
  2. Когда же значение не помещается в рамках поля К, то этому значению отводится нужное количество позиций.

Элемент списка вывода для величин действительного типа может иметь вид: А:К:М, где А - выражение действительного типа или переменная, К - ширина поля вывода (выражение или константа), М - число цифр дробной части выводимого значения(выражение или константа). В данной ситуации действительные значения будут выведены как десятичное число с фиксированной точкой. Представим пример записи операторов вывода: